Дарья Подлегаева
Родительское собрание «Когда пора к логопеду»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Начать собрание хотелось бы с того, что каждый ребенок уникален, неповторим, и развивается он в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Но все же в своей работе мы придерживаемся определенных норм и стремимся к достижению их. Сегодня мы расскажем вам о нормах речевого развития, когда стоит обратиться к специалистам и как в домашних условиях развивать речь ребенка самостоятельно.
Начнем с раннего возраста от 0 до 3-х лет.
период от 0 до1 года является подготовительным этапом к появлению речи. Появляется крик, гуление и лепет. В 6 месяцев малыш начинает произносить первые слоги, а к 7-ми комбинации слогов мама, папа. Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями. Узнает свое имя и реагирует на него. Появляется звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых.
концу 1-го и в начале 2-го года жизни дети произносят первые слова. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).
1-2 год жизни. Слова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни. К 2-м годам ребенок активно строит предложения из двух-четырех слов, употребляет различные части речи.
В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию, например: “Сходи на кухню, возьми чашку” или “Возьми платок, вытри нос” без подсказки в виде указательного жеста.
2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги, например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары, все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим. Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Основная рекомендация для родителей детей данного возраста это оречевлять все, что видите. Играете с ребенком в мяч, покажите ребенку игрушку и скажите “это мяч”, ребенок ест ложкой, покажите ложку и назовите ее.
Если у ребенка нет речи, то можно начать с озвучивания животных “Как мычит корова? Му. Как лает собака? Ав”.
Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:
"Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"
(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)
Читайте потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова.
Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.
Также мы хотели бы вам предложить игру с мячом, для запуска речи ребенка.
Можно сбивать мячом кегли (карточный домик, пустые бутылки итд, если ребенок попадает и сбивает предметы говорим “Бах”, если не попадает тоже озвучиваем “Мимо”. Также можно играть по очереди, сначала ты: “Кто сейчас будет катить мяч?”, ребенок указывает на себя “Я”, а теперь кто “Ты”. В этом же упражнении можно развивать понимание речи ребенка, задавая ему вопросы “Кто катит?”, “Что катишь?” и “Что делаешь?”.
Родителям следует помнить, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается. Поэтому стоит вовремя обратиться к специалистам.
Речевое развитие детей с 4 до 5 лет
Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша, «нозык» (ножик, «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа, «лека» (река, «лямпа» (лампа, «каяндас» (карандаш, «устай» (устал).
В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т. д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.
Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Основные проблемы в речи ребенка, которые замечают родители в данном возрасте, это нарушение звукопроизношения. И основной совет для решения этой проблемы - это правильно выполнять артикуляционную гимнастику, если вы не поняли, а ребенок не запомнил, не стесняйтесь спросить у вашего специалиста правильное выполнение упражнений. От этого зависит как быстро в речи появиться новый звук.
Предлагаем вам выполнить упражнения вместе с нами.
Дудочка
Забор
Парус
Чашечка
Лошадка
Гриб
Гармошка
Также для правильно звукопроизношения необходим правильный речевой выдох. Для этого мы выполняем с детьми воздушную гимнастику. Давайте с вами выполним несколько упражнений, которые помогут при постановке сложных звуков.
Надуть щеки и лопнуть шарик
Снежинки (положить на ладошку снежинку и дуть на нее)
Фокус
Играем на свирели (Сложить язык трубочкой и дуть на ватку)
На данном этапе еще формируется восприятие звуков в речи и чтобы помочь ребенку услышать то, что до этого было недоступно, рекомендуем вам простую но эффективную игру “Хлопни когда услышишь. ”. Далее выбирайте любой звук “Хлопни когда услышишь А, О, Б, Ш, С, Л” и т. д. Также чтобы разбавить деятельность ребенка, особенно если он очень активный, рекомендуем менять действие, не хлопни, а топни, прыгни, присядь, подними руки вверх, сделай “Ласточку”, таким образом вы заодно поработаете над общей моторикой.
Можете выполнять с ребенком логопедический самомассаж, для улучшений иннервации мышц артикуляционного аппарата.
При регулярном выполнении данных упражнений, звуки в речи должны появиться самостоятельно, но если у вашего ребенка нарушен тонус мышц языка, например, такое может наблюдаться при дизартрии, то звуки в речи могут не появиться, поэтому рекомендуем обратиться к специалистам.
Речевое развитие детей 6-7 лет
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Нужно срочно обращаться к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
К 7 годам завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.
Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха!
Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничифвается бытовой тематикой.
Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
На данном этапе, когда все звуки в речи ребенка уже есть, основная задача, это развивать грамматический строй речи ребенка.
Для этого мы рекомендуем вам опять поиграть в мяч с ребенком, есть несколько вариантов, например:
1) Я называю один предмет, а ты много. Давайте с вами поиграем “мяч-мячи, ложка., вилка., стол., стул. и т. д”
2) Немного изменяем правила игры. Я называю предмет, а ты назови ласково “мыч- мячик, кукла., ложка., окно., стол. ”
3) Я называю предметы, а ты представь, что это твои предметы, например “машина- моя машина, стол- мой стол, солнце - мое солнце”. В этом упражнении мы формируем умение согласовывать местоимение с существительным.
4) Я называю предмет, а ты представь, что его нет. Например, “мяч- нет мяча, кукла., дом., окно., стул., стол. ”
Основная рекомендация для развития фразовой речи - это обсуждать с ребенком все на свете. Старайтесь как можно чаще вовлекать его в диалог. Прочитали рассказ, что понравилось, что запомнилось, правильно ли поступил главный герой, а ты бы как поступил?.
Данный период является ключевым перед началом обучения в школе. Здесь мы должны максимально усвоить нормы русского языка, научиться чувствовать язык, чтобы ребенку было легче обучаться в школе.
В завершении нашего выступления, хотелось бы вам еще раз напомнить, что каждый ребенок уникален и стоит сравнивать речевое развитие свое ребенка не с нормами, а с его речевым развитием неделю, месяц и год назад.