Ольга Демченко
Родительское собрание в подготовительной группе «Обучение детей грамоте через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Задачи.
1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте;
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Обучение детей грамоте через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
2. Показать на практике, как в игровой форме можно развивать фонематический слух детей и решать в домашних условиях следующие задачи:
- Закрепить знания о звуках и буквах.
- Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
- Закреплять умение находить место звука в слове - начале, середина, конец.
- Закрепить умение выделять слова из текста.
- Развивать логическое мышление, речь.
- Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
3. Содействовать сплочению родительского коллектива.
4. Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.
5. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества.
Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, схемы со звуками, карточки со словами из текста, ЖЕТОНЫ.
Участники родительского собрания : воспитатель, родители.
Ход родительского собрания:
-Добрый вечер дорогие родители!
Разговор пойдет сегодня о том, как помочь нашим детям лучше освоить первоначальные основы грамоты.
Грамота - это сложный процесс и вы, как родители это знаете и понимаете. В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальных основ грамоты.
СЛАЙД 1. Дети 5-6 лет уже более широко ориентируются в фонетической стороне речи.
- К ЭТОМУ ВОЗРАСТУ у большинства детей сформировано достаточно правильное, четкое произношение всех фонетических звуков языка (сонорных, шипящих);
-продолжают формироваться фонетические процессы. Прежде чем научить ребенка читать, необходимо сформировать фонематический слух - это умение детей слышать и выделять все звуки в словах (в начале, середине, конце слова);
- дети 6 лет способны выполнять звуковой анализ слов, давать качественную характеристику каждому звуку и умеют работать со схемой слова, состоящие из трех, четырех, пяти ячеек. Дети могут легко оперировать условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек.
Хочу напомнить вам, что, в каждом слове мы слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные. У ВАС ДОМА ВОЗНИКАЛИ ВОПРОСЫ, КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УЗНАВАТЬ ГДЕ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ?
Так мы учим детей, что Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Какие вы знаете гласные звуки? Гласные звуки обозначают фишками красного цвета.
СЛАЙД 2. зАПОМНИТЕ, Гласных звуков 6. (а, о, у, ы, э, и). ГЛАСНЫХ БУКВ 10.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Какие вы знаете согласные звуки? Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук (р)
Согласные могут быть звонкими и глухими, но мы не даем никаких характеристик этим звукам.
Изучение звуков происходит в процессе овладения основными навыками звукового анализа (мысленного разложения слова на составляющие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).
И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
Возрастные особенности детей позволяют знакомить детей с буквами русского алфавита и дети легко овладевают механизмом позиционного чтения (чтение прямых слогов МУ, МО, затем обучают послоговому и слитному способам чтения, составляют слова из букв азбуки.
СЛАЙД 3. Не забывайте ведь букв 33, а звуков 42, 6 гласных и 36 согласных.
Их количество не совпадает, т. к. имеются буквы, имеющие два звука, например: я - йа, ю - йу и т. п. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтениЮ, НО СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С БУКВАМИ. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:
СЛАЙД 4. - звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы видим и пишем;
- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы;
Сначала детей знакомят со всеми гласными буквами попарно: А-Я, У-Ю, Э-Е, У-Ю,Ы-И и их употреблении после мягких и твердых согласных звуков. Напоминайте, что есть заглавные и строчные буквы.
Дети лучше запоминают сначала гласные буквы, поэтому и знакомить нужно с гласными буквами попарно: А-Я, О-Ё, Э-И, У-Ю, Ы-И. Т. к есть правило их употребления после мягких и и твердых согласных звуков. ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ - А, О, У, Ы,Э (ЛУК. ПОЛ, ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ - Е,Ё, ю,Я,И (ТЕРКА, ПЕЧКА).Знакомятся с заглавными и строчными буквами.
ПРЕДЛАГАЮ ПОИГРАТЬ - РАЗДЕЛИТЕСЬ НА 2 КОМАНДЫ.
Игры для родителей.
«Найди слова».
Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры : Надо найти и назвать слова со звуком «х». Зачитывается текст для родителей.
Поздняя осень.
Поздняя осень. С полей убрали хлеб. Наступили холода. Небо хмурится. Трава в лесу высохла, пожухла, зеленеет только мох. На голых ветках нет листьев. Только хвоя на елках только зелена. Хрустит под ногами хворост. Охотники вышли на охоту. В их ружьях – сухой порох. Они охотятся на хищных животных.
Сколько слов с заданным звуком вы услышали? Каждая команда по очереди называет 1 слово со заданным звуком. (ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ ЗА КАЖДОЕ НАЗВАННОЕ СЛОВО)
«Цепочка слов».
Цель: развивать способность выделять звук в конце слова, подбирать слова с данным звуком. Обогащать словарный запас.
Ход игры : НАЧИНАЕТ ВЕДУЩИЙ: слово-дом И КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОМАНДЫ придумывает слово, которое начинается с последнего звука в слове–дом, например- мак. Далее игра продолжается со слова со звуком, которое начинается с последнего звука в предыдущем слове.
Так продолжается игра- цепочка слов.
Дидактическая игра «Динь - дон».
Цель: развивать фонематический слух, расширять словарный запас, развивать воображение. Познакомить с символами согласных звуков: мягкие и твердые.
Ход игры : живут в одной сказочной стране два гномика: Дин и Дон. Дин любит все мягкие звуки, а Дон – твердые. Живут они в одном доме, комната Дина зеленая, и он выбирает предметы, названия которых начинаются с мягких звуков, комната Дона синяя, он выбирает предметы, названия которых начинаются с твердого звука. Помогите им разложить предметы по комнатам. (выполняют задания с карточками).
ИГРА "ПРИДУМАЙ СЛОВО" (ПО ЗАДАННОЙ СХЕМЕ)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН. ВЫ ВИДИТЕ СХЕМУ, ПО КОТОРОЙ АВМ НУЖНО КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРИДУМАТЬ СЛО И ВЫИГРАТЬ У СОПЕРНИКОВ.
А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО, ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.
Уважаемые родители! Вы сегодня убедились, как в игре можно развить фонематический слух и зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. В эти игры и в другие, которые собраны в буклете вы можете играть дома со своим ребенком.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.