Татьяна Степанова
Родительское собрание. «Дидактические игры, как метод воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактические игры как метод воспитания и обучения детей
старшего дошкольного возраста»
Дата проведения: 05.03.2012
План проведения:
1. Выставка дидактических игр в стершей группе.
Публикация «Родительское собрание, „Дидактические игры, как метод воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель : Степанова Т. А.
2. Беседа с родителями : «В какие дидактические игры дети играют дома и с кем»
Воспитатель : Степанова Т. А.
3. Сообщение по теме «Дидактические игры как метод воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель : Степанова Т. А.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Вам предложены дидактические игры, в которые ваши дети играют в группе:
1. Дидактич. игра «Съедобное - несъедобное»
2. Дидактич. игра «Какого цвета?»
3. Дидактич. игра «Цвет и форма»
4. Дидактич. игра «Я - хороший»
5. Набор картинок «Овощи» : «Угадай по описанию»
«Чего не стало?»
«Что можно приготовить из этих овощей?»
6. Дидактич. игра «Что сначала, что потом?»
7. Дидактич. игра «Расскажи сказку»
8. Дидактич. игра «Найди похожую фигуру»
9. Демонстрационный материал «Чувства, эмоции» - беседа в виде игры
10. Дидактич. игра с куклой «Баю-бай»
11. Дидактич. игра «Притворщик»
12. Дидактич. игра «Узнай и назови комнатное растение»
13. Дидактич. игра «Составь целое из частей» - комнатное растение и другие игры
Вы посмотрели нашу выставку дидактических игр. Скажите, пожалуйста, вы играете с детьми в дидактические игры дома?
Расскажите, пожалуйста, в какие игры вы играете со своим сыном, дочерью?
Выступления родителей.
Хорошо, теперь я вам расскажу о том, как дидактические игры помогают в обучении и воспитании детей.
Сообщение (воспитатель : Степанова Т. А.)
Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитываются сообразительность, находчивость, инициатива.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнения. Дидактические задачи очень разнообразны. Это может ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развития речи (закрепление правильного звукопроизношения). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Для детей среднего, старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или иной роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и др.) в определенной ситуации игры.
Чем содержательней игровое действие и правило дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношение детей : умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.
Ели ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того, что бы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании. Для того, чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
В работе с детьми использую «Дидактические игры с окружающим и развитию речи», что дает возможность решать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становится богаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений об окружающим, обогащается речь детей, а полученный ими предшествующей ступени развития, знания и практические навыки стараюсь использовать в дидактических играх, в которых правила сложнее: игровое действия дифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание.
С детьми моей группы провожу игры по формированию правильного звукопроизношения. Подираю игры в зависимости оттого, какие звуки надо закрепить. На закрепление знаний об окружающем и отдельных звуков родного языка использую коллективные дидактические игры, «Пчелы», «Пильщики», «Стук-стук» и др. Они используются так же для упражнения и закрепления поставленных звуков.
К наиболее интересным играм по содержанию относится игра «Магазин» и различные варианты этой игры. Дети инсценируют покупку игрушки, продуктов, мебели, посуды, и т. д. Заинтересовавшись игровым действием (покупкой) дети незаметно упражняются в счете (отсчитывают деньги, а желание купить игрушку способствует тому, что ребенок называет ее и рассказывает о ней, что знает.
Большое место в развитии связной речи детей старшего возраста занимают настольно - печатные игры типа лото, «Парные картинки», «Сложи картинку», «Времена года», и др.
Интересно проходит дидактическая игра «Что нам привезли колхозники». Воспитатель с помощью детей вносит корзину и говорит «Дети, эту корзину привезли нам колхозники, давайте посмотрим, что в ней». (Достает овощи; можно положить фрукты). Разложив привезенное на столе, воспитатель просит детей назвать эти овощи. Затем устанавливают, какие из них можно есть сырыми и вареными, а какие только вареными. А затем вношу в группу варенью овощи и дети, закрыв глаза, пробуют и отгадывают их на вкус.
На ощупь в игре «Чудесный мешочек» дети определяют, величину овощей и фруктов, называют их, рассказывают об их особенностях и что из них можно приготовить.
С детьми провожу дидактические игры на закрепление знаний в количественном счете, образование числа.
Например, дидактическая игра «Что изменилось?» может быть проведена с несколькими задачами. Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Дальнее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается тоже (в пределах десяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности. Усложнение этой игры может быть и по линии изменения порядка расстановки играющих. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра проходит более эмоционально.
Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например, игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.
Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана?». А также использую в своей группе настольно-печатные игры. Они помогают детям усвоить понятие «сколько».
А в игре «Кто скажет правильно» дидактическая задача закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами, налево, направо, посередине, напротив.
Дети в моей группе хорошо знают геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. В этом случае я провожу такие игры как : «Разведчики», «Найди по форме» и др.