Григарева Марина
Родительское собрание будущих первоклассников «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро в школу
(собрание родителей будущих первоклассников)
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Публикация «Родительское собрание будущих первоклассников „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход:
1. Этап знакомства
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Марина Ивановна, я – школьный психолог.
Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое вскоре произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.
Я с удовольствием представляю Вам будущего учителя Ваших детей – Лопатину Ларису Валерьевну.
А сейчас я хотела бы провести небольшое интервью.
(Слайд 2)
Дайте ответы на следующие вопросы:
• Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
• Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
• Что радует и что тревожит в своём ребенке?
• Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
Спасибо всем! В своих ответах большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка, и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.
2. Информирование
Выступление психолога: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё есть время”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. (Слайд 3)
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовку. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
• к новому взрослому, к коллективу;
• к новым требованиям;
• к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”, на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
(Слайд 3)
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
(Слайд 4)
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности :
• интеллектуальный
• эмоциональный
• социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются : наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др., сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т. е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
(Слайд 5)
Причинами школьной незрелости могут быть:
• Недостатки в воспитательной среде ( необходимы: систематические занятия с ребенком)
• Недостатки соматического развития ребенка. ( Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
• Невротическое развитие характера. ( Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
• Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. ( Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.
В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.
3. Обсуждение
Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.
Поделитесь своими открытиями, мыслями, чувствами.
4. Информирование
Выступление учителя: “Что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс”.
Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть. (Слайды 6,7)
• Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
• Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
• Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
• Различать гласные и согласные звуки и буквы.
• Определять место ударения в слове.
• Уметь читать слоги.
• Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
• Иметь пространственные и временные представления.
• Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
• Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
• Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
• Соотносить число предметов и цифру.
• Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
• Читать простейшие математические записи.
• Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же, нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета.
Демонстрируется (Слайд 8, раздаются буклеты родителям.
5. Рекомендации педагога для родителей.
Учитель рассказывает о рекомендациях, изложенных в буклете, о необходимости применения игровой формы в ходе подготовки, возможности использования развивающих игр и книг.
6. Рекомендации психолога для родителей.
Психолог: Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд 9)
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный, успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
7. Обратная связь.
Психолог: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Ваши пожелания организаторам?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.
(Назначаем дату тестирования.)