Светлана Овсянникова
Родительское собрание «Правила обучения детей 1–3 лет»
▼ Скачать
ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К МАМАМ, ПАПАМ, БАБУШКАМ, ДЕДУШКАМ,
ВОСПИТАТЕЛЯМ, ИЛИ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ
ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Если вы хотите научить нас чему-либо:
1. Постарайтесь, чтобы нам было уютно и безопасно, когда
мы чувствуем вашу любовь, искренность и понимание.
2. Мы запоминаем информацию гораздо быстрее и крепче,
если вы занимаетесь с нами не наскоком, а регулярно, лучше
каждый день.
3. Для того чтобы научить нас чему-либо, совсем необязательно
покупать дорогие игрушки. Мы можем научиться различать
Публикация «Родительское собрание „Правила обучения детей 1–3 лет“» размещена в разделах
цвет, форму, размер, играя рядом с вами на кухне. Там так много
пособий для нашего обучения. А главное, нас туда так и тянет.
4. Если вы купили новую игрушку или игру, поставьте ее на
видное место. Мы обязательно возьмем ее сами, нам нравится
все новое.
5. Постарайтесь не заставлять нас заниматься счетом, слушать
книжки. Когда нам захочется, мы сами попросим вас об этом
принесем книжку, игру, кубики.
6. Нам гораздо легче, если занятие проходит в игре. Тогда мы
активны, довольны и запоминаем все гораздо быстрее
7. Пожалуйста, не стремитесь, чтобы мы научились чему-
либо только потому, что соседский Антон это уже знает. Будьте
внимательны, и вы увидите, что хочется знать именно нам, вашим
детям.
8. Когда вы занимаетесь с нами, постарайтесь быть терпеливыми,
не кричать на нас, потому что от того, что вы сердитесь,
мы сразу забываем все на свете.
9. Подбирая подходящее для нас занятие, постарайтесь
встать на нашу позицию, понять, какую информацию и в каком
количестве мы можем понять и запомнить. Ведь некото
рым из нас пока еще трудно заниматься одним и тем же делоц
дольше 3—5 минут
Любимые вами и любящие вас дети!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ КАК ОБЩАТЬСЯ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Уважаемые родители!
Общаясь со своим ребенком, старайтесь:
1. Быть последовательными. Не запрещайте ребенку то, что
еще вчера ему было позволено.
2. Быть вежливым с ребенком. И тогда ваш ребенок, скорее
всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия.
3. Сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши приказы,
резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение
к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.
4. Вводить четкую систему запретов. Их должно быть немного,
они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку (например,
такие запреты: не брать спички, не открывать кран с горячей
водой, не включать газ и др.). Старайтесь следовать им
неукоснительно.
5. Формулировать запреты кратко, конкретно. Лучше сказать
ребенку: Горячо!, Грязно!, чем Нельзя!, Отойди!
6 Устанавливать определенные правила в вашей семье, ежедневное
следование которым поможет вам избежать большого
количества нотаций, а ребенку стать увереннее и спокойнее.
7 Расширить поведенческий репертуар ребенка Для этого
рассказывайте ему, какими способами можно решить разные
конкретные проблемы. Показывайте детям пример различных
реакций на события (как на положительные, так и на отрицательные).
8. Использовать в общении с ребенком краткие, четкие, понятные
малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями. Скорее
всего, из вашей речи он поймет лишь то, что вы недовольны
им или даже не любите его.
9. Наказывая ребенка, не быть чрезмерно строгими и не ущемлять
достоинство малыша.
10. Быть терпеливыми. Не допускать чрезмерных вспышек
в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка.
11. Чаще говорить ребенку, что вы его любите. Пусть малыш
знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он
убирает игрушки, съедает кашу и др___
Тема: «Радость воспитания».
Добрый день, уважаемые родители. Я Светлана Викторовна психолог детского сада. Я рада вас приветствовать.
Приветствие «Теплое Сердечко» : Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко. Которое станет эмблемой, символом нашего собрания. Передавая его, скажем друг другу что-то приятное – комплимент, ласковое слово. (Родители зажигают свечу и передают друг другу).
Эпиграфом к сегодняшнему собранию я хотела бы взять слова Шалвы Александровича Амонашвили (это великий педагог, психолог, самобытный духовный мыслитель, который создал целое учение духовнр-гумвнной педагогики:
Радость – особая мудрость.
И пусть моя школа станет
Школой радости,
Школой взрастания духа…
Любовь воспитывается любовью.
Личность воспитывается Личностью.
Благородство воспитывается благородством.
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, «что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут во взрослый мир во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми и о воспитании с радостью.
Сюжет из мультфильма «Малыш и Карлсон».
Упражнение «Стаканы»
(цель - с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка)
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек черной краски и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третий стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает тем же отвечать нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Игровое упражнение «Запрет». Цветные ленточки.
Ведущий. Мать ребенка очень о нем заботиться: следит за тем, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т. д. Запрещает прыгать ребенку по лужам, бегать по улице, прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот и т. д. Рассмотрим все выше перечисленное на конкретном примере.
Ты – маленький ребенок. Вы с мамой спешите в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой!
Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Вы бежите дальше, и встречаете по дороге подругу мамы и, взрослые быстро обмениваюсь с последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши)
Мама прощается с подругой, и вы бежите дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на неё кричать:
- Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Ведущий: Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребеМу
Мультфильм Обезьянки.
Упражнение
«Запрещаем-разрешаем»
В зале, где проводится тренинг, устанавливаются три мольберта, соответствующие зонам запрета.
На мольберты прикрепляются бумажные цветы:
• зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
• желтый – зону «Относительная свобода»;
• красный – зону «Запрещено».
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам.
Полученные варианты анализируются: педагоги и психолог прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Что можно, а что нельзя запрещать ребенку-дошкольнику? Ю. Б. Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» советует составить для себя систему запретов, разделив все «можно» и «нельзя» на цветовые зоны. Зеленая зона – это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т. к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красная зона – действия ребенка, которые для него не-приемлемы ни при каких обстоятельствах.
Важным является то, что список «взрослеет» вместе с ребенком. То, что мы требуем от старшего дошкольника, мы не можем требовать от младшего, он просто не может этого выполнить. А то, что мы требуем от школьника, просто неразумно требовать от дошкольника. И самое главное – это руководствоваться интересами ребенка и любовью к нему.
Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.
Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.
Упражнение. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес. Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты.» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться.
Упражнение «Почему я хороший родитель»
(цель - повышение самооценки роли родителей)
Родителям по кругу предлагается продолжить предложение «Я - хороший (ая) отец, (мать) потому что.».
При возникновении трудностей у родителей, следует помочь им найти в себе положительные родительские черты.