Татьяна Донская
Родительское собрание «Задачи воспитания и развития ребёнка старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Боханский детский сад №2»
«Задачи воспитания и развития ребёнка старшего возраста».
Выполнил: воспитатель
Донская Т. С.
2021г.
Публикация «Родительское собрание „Задачи воспитания и развития ребёнка старшего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Добрый вечер, уважаемые родители! В нашем дошкольном учреждении сложились добрые традиции и одна из них – проведение родительского собрания. В первых словах хотелось бы поздравить всех с новым учебным годом.
Дети наши стали на год взрослее и перешли в старшую группу. К нам в группу пришли новые дети и новые родители, мы всем говорим: «Добро пожаловать в нашу шумную и дружную семью!»
Все дети уже подружились и с родителями мы нашли общий язык. Я думаю, что в нашей группе им будет интересно и комфортно.
Задачи воспитания и развития ребёнка старшего возраста.
Углублять работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений следить за, осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Март День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Углублять представления детей о множестве, отношении части и целого на основе выделения различных частей множеств, их сравнения и объединения в целое.
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, сравнения чисел.
Развивать представления о длине, ширине, высоте предметов.
Учить характеризовать особенности знакомых геометрических фигур.
Совершенствовать пространственные и временные ориентировки.
Продолжать обогащать содержание игр детей. Учить их самостоятельно организовывать игры. Способствовать укреплению детских игровых объединений; совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать, способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Развивать волевые качества : доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Учить практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания. Развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.
Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.
Всесторонне развивать личность ребенка, формировать физические, умственные, нравственные, эстетические, духовные качества.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
5-7 лет, или старший дошкольный возраст, – это важный период в личностном и психологическом развитии ребенка, а также в развитии мышления, воли, внимания. Это так называемый подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – и начнется кризис 7 лет, характеризующийся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения.
Чтобы помочь малышу правильно пройти этот этап, необходимо знать возрастные особенности старших дошкольников, характеристики данного возраста и сферы, благоприятные для развития. Не забывайте, что здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому ему нужно именно помогать, а не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей.
К 5 годам малыш уже имеет навыки, ориентируясь на которые, вы можете судить о нормальном развитии своего ребенка, а также организовывать его дальнейшую деятельность, развивающие игры и занятия.
Рассмотрите общие показатели развития старших дошкольников.
Речевое развитие.
Выстраивает сложные предложения, глаголы использует в различных временных формах.
Интересуется значением слов, пытается объяснить смысл какого-то слова самостоятельно, может придумать его.
Рифмует слова. Иногда для рифмы искажает слово (например, дед – красодед).
Пользуется интонацией.
Учит стихотворения, даже большие по размеру.
Социальное и эмоциональное развитие.
Частично умеет контролировать свои эмоции.
Может манипулировать взрослыми через эмоции. Понимает, что, если поплачет, ему дадут конфетку. Не стоит в этом случае потакать ребенку. Интересуется чувствами и эмоциями: «Что такое любовь? Почему я злюсь? Почему девочка кричит?».
Пытается самостоятельно справиться с трудностями в общении (например, если кто-то обидел или отнял игрушку).
Использует ролевые игры и игрушки-заместители.
Становится более выраженной половая идентификация: «Я мальчик. Мальчики сильные, а девочки красивые!».
У мальчиков проявляется роль защитника (сражаться, драться, защищать маму, а у девочек – роль матери (забота об игрушках, игры в дочки-матери).
Развитие мышления и познавательных навыков.
Умеет считать до 10 или до 20.
Знает название некоторых букв или проявляет интерес к их изучению, может даже читать слоги.
Называет свое имя, фамилию, возраст и адрес.
Знает цвета и различные формы предметов.
Ориентируется в пространстве: назад, вперед, влево, вправо, дальше, ближе, выше, ниже.
Может пользоваться гаджетами (звонить по телефону, включать мультики на телевизоре/планшете).
Становится более самостоятельным в соблюдении личной гигиены.
Умеет решать простые логические задачи.
Знает названия окружающих предметов.
Копирует или стремится скопировать поведение взрослого того же пола: «Я рыбачу, как папа!», «Крашу губы и причесываюсь, как мама!».
Игровые навыки и навыки обихода.
Играет с мячом (ловит, бросает).
Может прыгать через препятствия.
Лазает по турниковой лестнице.
Заправляет постель.
Вырезает ножницами.
Стремится изображать объекты (дом, человек, солнце, машина).
Проявляет интерес к спорту, танцам или музыке.
Знает, что переходить дорогу или играть на дороге – опасно.
Физическое развитие.
Активизируется процесс роста (за год ребенок может вырасти на 10 см). Рост мальчиков в среднем составляет 106-116 см, а вес – от 16 до 20 кг. Рост девочек – от 102 до 112 см, вес – от 15 до 19 кг.
Улучшается координация движений.
Активно развиваются двигательные навыки, благодаря чему ребенок может уже совершать более сложные действия. Следует заметить, что процесс окостенения в этом возрасте еще не закончен, поэтому кости легко ломаются при падении.
Какие сферы активно развиваются?
Особенности развития детей 5-7 лет также обусловлены сенситивным – т. е. наиболее благоприятным – периодом для формирования личности и социальных навыков. Уже сейчас закладывается база будущей личности ребенка.
Проявляется интерес к коллективным играм и стремление быть хорошим, лучшим, первым. Это положительная установка, которая имеет в своей основе мотив для какой-либо деятельности. Ребенок начинает понимать: чтобы победить, нужно совершить определенные действия, приложить усилия, а не просто поплакать.
Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, или что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нет. Выстраиваются границы личности: «Не нужно на меня кричать. Я не хочу, чтобы на меня кричали. Почему на тебя кричать нельзя, а на меня ты кричишь?». Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу: «Я помогу тебе. Я донесу пакет».
Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности, понимают, что не все можно получить прямо сейчас. Если ребенку будут объяснять, то он поймет, что необходимо подождать, когда мама закончит убираться, и тогда можно будет пойти погулять. Ребенок начинает осознавать последствия своих поступков: не собрал за собой игрушки – до вечера играть в них не будешь.
Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе, в семье (есть взрослые, а есть дети, какое отношение к нему имеют окружающие («Мама и папа меня любят и защищают»). Также ребенок начинает давать оценку самому себе (я хороший, умный, добрый). Складывается образ «идеального Я», т. е. каким бы малыш хотел быть. Чаще всего он ориентируется на ближайших взрослых: хочет быть сильным, как папа, красивой, как мама. Важно поддерживать этот идеальный образ и трансформировать его в «Я реальное». Говорить ребенку: «Ты сильный!» или «Ты очень красивая».
Следует учитывать, что в 5 лет самооценка у ребенка завышенная, а вот ближе к 7 годам она становится более реалистичной. К этому моменту он уже достаточно развил способность к самоанализу, поэтому в привычных ситуациях оценивает себя нормально, а в непривычных превышает свои возможности, так как у него еще не сложился мысленный образец идеального результата. Заниженная самооценка у ребенка – это патология! Обязательно нужна консультация психолога в такой ситуации.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и закладываются основы абстрактно-логического. Иногда малышу все еще требуется совершать действия с предметами, особенно с незнакомыми, чтобы понять их предназначение, но он все чаще оперирует мысленными образами.
У старших дошколят активно развивается внимание, память и способность осознанно концентрироваться на какой-либо деятельности. Формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность. Более подробно о сенситивных периодах развития определенных сфер вы можете прочитать в статье «Сенситивные периоды».
ЗАНЯТИЯ В ПОМОЩЬ МАЛЫШУ.
Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.
Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников :
«Корзина».
Цель: развивать мышление и расширять словарный запас. Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.
«Умный мяч».
Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память. Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее –, например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.
«Что тут лишнее?».
Цель: развитие абстрактно-логического мышления. Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»
«Кого поймает орел?».
Цель: развивать внимание и двигательную активность. Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.
«Шарады».
Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление. Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.
«Собери наш дом».
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя. На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого. Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п., а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.
«Что изменилось?»
Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики. Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой? Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.
«Объедини».
Цель: развитие мышления и логики. Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ваш малыш постепенно превращается во взрослого, ведь у него появляются собственные цели и заботы. Конечно, он еще очень мал, поэтому любое достижение ребенка, к которому он приложил усилие, нельзя оставлять незамеченным, особенно в старшем дошкольном возрасте, когда малыш так сильно зависит от вашего внимания и оценки. На той личностной основе, которая будет заложена в этот период, в дальнейшем выстроится уже взрослая личность. Во многом от вас зависит то, кем вырастет ваш ребенок и будет ли он счастлив.
Деловая игра
«Речевое развитие дошкольника».
Цель: формирование компетентности родителей;
развивать коммуникативные качества родителей, умение работать в коллективе.
уточнение знаний и умений родителей по проблеме речевого развития детей.
Задачи :
1. Активизировать знания родителей о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
2. Повысить у родителей компетентность в области развития речи дошкольников.
4. Развивать личностные профессиональные качества родителей.
5. Совершенствовать навыки логического мышления.
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления, а также повысить свою компетентность в данном направлении.
Я приглашаю Вас на деловую игру. Но так как, собрание проводится онлайн. Я предлагаю вам ответить, как анкетирование.
.
1. Разминка:
Отвечаете на вопрос («Да» или «Нет»).
• Общение является ведущим средством развития речи. ()
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. ()
• Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. ()
• Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. ()
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.
()
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. ()
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения.
()
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. ()
2. Ответить на поставленный вопрос.
А) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
1.
2.
3.
4.
5.
Б) Что вы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи - это….
В) Каковы задачи по формированию словаря?
1.
2.
3.
3. Назовите приемы обучения рассказыванию:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
4. Назовите 3 метода ознакомления детей с литературой:
1.
2.
3.
5. Литературная страница.
Ответить на вопросы.
1) Автор сказки «Красная Шапочка».
2) Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок».
3) 3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей.
4) Автор сказки «Гадкий утенок».
5) Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей.
6) Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина.
7) Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»?
8) Самый высокий герой Сергея Михалкова.
9) О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
10) Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные.
11) Назовите имя прообраза нашего Буратино?
12) В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко?
13) В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?
14) Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»?
15) Как хвастал заяц в одноименной сказке?
16) Автор сказки «Серебряное копытце»?
17) Автор сказки «Конек-горбунок»?
18) Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюп» и др.?
19) Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»?
20) Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым?
6. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.
().
2. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки.
().
3. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
().
7. Предлагаю вам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. (каждая соответствует определенной возрастной группе : младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг вы должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе)
1) А. Барто «Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце». ().
2) «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши».
()
3) С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг», Л. Толстой «Филиппок», «Спящая красавица».
().
8. Предлагаю назвать одним словом
1) Изложение прослушанного произведения ().
2) Связное развернутое изложение какого-либо факта ().
3) Литературное произведение для пересказа ().
4) Тип связной речи ().
5) Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек ().
6) То, что служит основой рассказа по памяти ().
7) Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения ().
8) Прием, который позволяет оценить детский рассказ ().
9) Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений.
().
9. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.