АННА СЕНТЯКОВА
Родительское собрание «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 1 младшей группе
Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Форма проведения: заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга.
Время проведения: апрель
Публикация «Родительское собрание „Этот сложный возраст, Кризис 3 лет“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задача: помочь родителям овладеть знаниями возрастных психологических особенностях детей 3 – 4 лети учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем родительском собрании.
Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Так и у детей возраст один, а возможности разные.
Давайте немного вспомним:
Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – один из трудных периодов в совместной жизни ребёнка и взрослого.
Ключ возраста. В период от 2.5 до 3,5 лет ребнок переживает так называемый кризис 3 лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Его поведение — череда «я хочу!» и «я не хочу!», «я буду!» и «я не буду!». Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть.
Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л. А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет :
Я негативен и упрям
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Анализ педагогических ситуаций. Каждой команде будут даваться ситуации, вы должны проанализировать их.
1. Лена 3 года помогает мыть посуду маме. Бабушка, увидев это: «Ой-ой. Что ты! Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты еще успеешь перемыть гору посуды в своей жизни».
1. Как вы оцениваете высказывание бабушки.
2. Каковы могут быть последствия.
2. 2-х летний Никита с усердием надевает колготки. Трудное занятие, наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: «Сам, сам.» Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай!», не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы:
1. Правильно ли поступила мама?
2. Каковы последствия поведения мамы?
3. Бывают ли подобные ситуации у вас?
4. Как вы выходите из них?
Памятка для родителей
«Поведение взрослых в период кризиса 3 лет»
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
• Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по - возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
• Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
• Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
• При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что – нибудь нейтральное.
• Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
• Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание.
• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
• Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
• Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
• Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
• Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности.
• Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
• Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
• Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
• Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
• Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
• Важно помнить – этот кризис порожден тем, что ребенок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и от взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.
• Не задавайте детям вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу. Просто сообщите ему, что вы идете и, что там его ждет, что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то придумайте что-нибудь.
• Требования взрослых должны в ряде случаев проводиться в жизнь независимо от мнения детей. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Нужно просто переориентировать их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем в группу и будем…» В то время как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.
• Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный. Общение с ребёнком во время кризиса – это особое искусство. Создавайте в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности. Играйте и разговаривайте с малышом – такое поведение отвлечет от капризов. Относитесь к ребёнку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость и помните:
Подведение итогов собрания :
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Очень важно, научиться ставить себя на место ребенка, посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда «военные действия», которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в семье воцарится мир.
Решение:
1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
2. Приводить ребенка в детский сад в одно и то же время, не опаздывайте, т. к. вы нарушаете режим детского сада.
3. Соблюдать правила группы и рекомендации педагогов
До свидание до новых встреч.