Марина Мельничук
Семинар-практикум для родителей подготовительных групп ДОО «Общение ребенка со сверстником»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей подготовительных групп ДОО
на тему «Общение ребенка со сверстником или секреты общения и сотрудничества в детском коллективе»
Цель: привлечь родителей к совместной работе по овладению культурой общения детьми. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей подготовительных групп ДОО „Общение ребенка со сверстником“» размещена в разделах
- повысить уровень педагогической культуры родителей (познакомить с приемами эффективного сотрудничества детей старшего дошкольного возраста со сверстниками);
- достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через создание системы социального партнерства.
Ход.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему общения дошкольников со сверстниками. Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем с взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен. Само же общение развивает ребё нка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливости, чуткости. К 7 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников : в нашей группе все это делают по - разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют. А самое главное, скоро у ваших детей окончится дошкольное детство и начнётся новый этап жизни со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов и достижений ребёнка. Многие родители из лучших побуждений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, однако психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению социальной позиции. Парадокс заключается в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда успешен в условиях школьной жизни. Все дело в том, что такому компоненту как социально-психологическая готовность к школе, также необходимо уделить особое внимание. Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т. е. не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Для того чтобы понять важность умения детей общаться друг с другом предлагаю вам вспомнить свое детство и первого друга. Вспомнить его имя, при возможности фамилию. Далее вспомнить чем он привлек ваше внимание, какими качествами он был наделен (что больше всего в нем нравилось). Ответы родителей.
Упражнение «Портрет сверстника, с которым хочется общаться».
Из предложенных качеств личности, родители выбирают те качества личности, которыми должен обладать сверстник ребенка, с которым хочется общаться.
Вопросы к родителям : Кому, на ваш взгляд будет легче влиться в коллектив сверстников? Кто на ваш взгляд, будет иметь друзей больше? Конечно же, ребенок, умеющий договариваться без помощи взрослого, умеющий заинтересовать совместной деятельностью и в случае необходимости уступить сверстнику (Приложение 1).
Как видите, уделить внимание вопросу формирования взаимоотношений детей со сверстниками важно потому, что в школе ребенок постоянно будет тесно окружен товарищами, с началом школьной жизни дети войдут в новый коллектив, с которым им нужно будет выстраивать взаимоотношения, занять желаемое положение в детском коллективе, учиться сотрудничать, взаимодействовать, складывать дружеские и рабочие отношения, и поддерживать эти отношения. Ведь детсадовская или школьная компания – это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности. Дети, конечно вместе играют, рассказывают друг другу какие-то события, но у большинства из них не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешишь при неудачах. Что же нужно? В первую очередь: сформировать умение войти в детское общество, действовать совместно с другими; воспитать общительность, уступчивость, способность прийти на помощь другому, когда он в ней нуждается; сформировать умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, участвовать в коллективных делах, принять общую цель и условия, действовать согласованно, выражать живой интерес к общему результату.
Поэтому, именно вы, уважаемые родители, должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок :
• жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
• с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;
• ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;
• не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;
• целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т. д.).
Как же можно помочь детям влиться в коллектив сверстников, научиться эффективно взаимодействовать? Есть несколько секретов, которым желательно обучить своих детей.
1 секретом общения является то, что, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
2 секрет. Дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение». Дело в том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству… посредством общения. Если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.
Предлагаю Вам поразмышлять что значит «Сотрудничество» и «Общение»? (ответы родителей).
-умение понять другого,
-умение слушать
-умение делать дело вместе
-умение договориться
- умение уступить,
-умение быть вежливым.
Предлагаю от слов перейти к делу и перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующего задания.
Задание «Укрась варежку».
Родители разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (родители работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски, гуашь. Во время задания говорить с партнером нельзя.
- Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом? Предлагаю представить свои работы. Представление работ, обсуждение результатов. Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.
Следующее упражнение называется «Собери картину».
Упражнение: «Собери картину»
Цель: показать родителям важность развития у детей умения договориться друг с другом, работать в группах.
Родители делятся на две группы. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину. Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: - разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.
Как уже было сказано выше, одной из важных составляющих общения является умение совместно принимать решение, действовать сообща. Предлагаю вам потренироваться в данном умении.
Упражнение «Рыбалка».
Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача: – одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча. Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.
«На спине». На спину каждому учащемуся прикрепляется карточка с каким-нибудь отвлеченным понятием (свет, удовольствие, патриотизм). Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый каждому показывает без слов, что написано у него на спине.
«Построй башню» Учащиеся разбиты на группы (5-6 человек). Каждой команде выдается по 10 листов формат А-4. Необходимо построить высокую и прочную башню, не используя никаких подручных средств. В группах работают 10 минут, затем засекается время, чья башня не упадет. Далее задаются одинаковые вопросы всем группам. Например: Как вам работалось в группе? Кто какие роли выполнял? Чью идею воплотили и т. д.
3 секрет общения. Чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками. У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется. Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников.
Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение. Чем можно помочь ребенку? Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?
1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.
2. Развивать умение знакомиться. Вспомните, как в детстве вы знакомились. Всего одна фраза могла превратить незнакомого ребенка в вашего друга : «Привет. Давай дружить. Меня зовут Саша (Вика)». Обучите своего ребенка самым простым и распространенным фразам, которые помогут ему найти друзей. Если ребенок стесняется, можете предложить ему потренироваться на своих игрушках. Пусть мишки и зайчики становятся друзьями, играют, общаются. Это без сомнения поможет ребенку стать более раскованным.
3. Учите делиться. Не каждый ребенок понимает, почему он должен давать свои игрушки кому-то еще. Разъясните ребенку, что это поможет ему обрести друзей. Ребенок должен уметь делиться и меняться игрушками. Именно с этого и начинается развитие манеры общения, которое позволит ему спокойно реагировать на конкуренцию и учитывать мнение остальных членов группы.
4. Учите способам выхода из конфликтных ситуаций. Даже самый тихий ребенок может оказаться в конфликтной ситуации. Родители должны научить ребенка говорить «нет, я не буду отвечать на ваши обзывания» и так далее. Не следует обучать ребенка давать сдачи обидчику. Учите ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.
6. Сформируйте у детей понимание того, что друзей нельзя купить. Зачастую дети, которые не могут найти себе друзей, начинают привлекать своих сверстников сладостями и игрушками. В некоторых случаях это помогает, однако бывает и так, что новые «друзья» общаются с ребенком только потому, что у него много конфет или игрушек. Чтобы этого не произошло, научите ребенка делать что-то интересное, что может привлечь остальных, которые захотят тоже научиться делать попугая из бумаги или бусы из бисера, а может и домик из спичек.
7. Помогайте ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.
Наша встреча подходит к концу, и напоследок я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь: Она ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Родители высказывают свои предположения) - Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения : "Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им". Всем без исключения нравятся добрые люди, которые привлекают внимание своей открытой улыбкой. У веселых, улыбчивых людей и друзей больше, чем у угрюмых и плаксивых. Поэтому научите своего ребенка на все смотреть только с оптимизмом, в каждой ситуации находить положительные моменты. Пусть ребенок запомнит основное правило и следует ему: «Хорошее настроение способствует общению, поэтому улыбайся, несмотря ни на что».
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.
Спасибо за внимание!
Литература
• «Дошкольная психология» Г. А Урунтаева. М., 1999 г
• «Развитие эмоционального мира детей» Н. А. Кряжева, Ярославль 1998 г
• С. С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», М., 2003 г