Надежда Зиновьева
Родительский семинар-тренинг «Безопасность ребенка в ваших руках» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и
творчества.
В. Сухомлинский
Цель: поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе; советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком.
Форма проведения – родительский семинар-тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.
Публикация «Родительский семинар-тренинг „Безопасность ребенка в ваших руках“ в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Участники: воспитатель Зиновьева Н. Н., педагог-психолог Кириченко С. Н., родители воспитанников средней группы № 2.
Предварительная работа:
- консультация «Какие игрушки необходимы нашим детям?»;
- анкетирование «Вредные или полезные игрушки?»
Материал:
- карточки – задания для родителей :
1 группа – «вредные игрушки» (нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка; монстры, роботы с искажёнными злобой лицами; игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).
2 группа – «бесполезные игрушки», (огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются; различные головоломки, настольные игры; изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины).
3 группа – «полезные игрушки» (пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки)
- три педагогических ситуации для обсуждения в группах;
- памятки, оформленные каждой группой в процессе работы;
- листа ватмана, фломастеры, маркеры (для каждой группы).
Методика проведения:
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учат общаться и познавать себя. В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно.
Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками появились новые, невиданные прежде игрушки-динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п.
В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу).
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однообразными, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками.
Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности.
При покупке игрушки важно четко представить, что ребенок с ней будет делать, какое психологическое влияние будет игрушка оказывать на развитие малыша. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру.
Хорошо иметь наборы для игры:
• в доктора, парикмахера, в магазин (детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удержать игровую роль, халат и повязка врача, руль для машины, полицейская фуражка, красная шапочка и т. д.
• Транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки позволяющие что-то перевозить).
• Игрушки, предполагающие общение или обращение как с живыми персонажами (мышки, зайчики, собачки)
• Куклы со всевозможной утварью
• Варианты конструктора «Лего», гибкий конструктор «Такеши», разные виды «строительного материала» - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций позволяющих создавать ребенку-домики, замки, мебель, парки.
• Разнообразные наборы для детского творчества: вышивание, составление узоров или фресок из крупы, песка и т. д.
• Камушки, палочки, веревочки, пуговки, и что собрано самим ребенком и включается в его свободную творческую деятельность
• Для развития познавательных и моторных способностей, нужны кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. д.
Полезные игрушки - это те, которые вариативны использовании, пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций.
Важнейшим требованием к игрушке является возможность самостоятельного применения. Новые, не знакомые и не понятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте (покемоны, монстры) не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее пугают детей, нежели вызовут желание с ними играть.
Игрушки должны быть понятны и осмыслены ребенком.
Например, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, дезориентирует малыша - он не знает, не понимает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника.
Гораздо полезнее было бы разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Особо хочется сказать о «новых» куклах, которых появилось достаточно много. Дошкольник видит в кукле самого себя. Поэтому девочки играющие с Барби, куклой с жесткой, видавшей виды девочкой - подростком томным взглядом, с модными туалетами - идентифицируют себя с этим образом.
Пупсы умеющие кушать, справлять естественные надобности, роботы - изображающие эстрадного певца, звери технически оснащенные - это все игрушки с фиксированными ориентированными человеческими образами, с запрограмированными способами поведения. И именно этот факт тормозит фантазию и самостоятельность ребенка.
Игра с монстрами - это всегда погони и битвы. Игры с куклами Барби- это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. И эти способы поведения впитываются дошкольниками очень быстро и глубоко, и переносятся в дальнейшем в реальную жизнь, вне игры.
В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. д. Дети не хотят и не могут преодолеть «магнетизм» этих занятия, они оставляют друзей, книги учебу, и уходят в мир виртуальных ощущений, теряя таким образом свою свободу и живя навязчивыми правилами игры.
Чем руководствуются родители, покупая игрушку или диск с мультфильмом для своего ребенка?
Задумываются ли они над тем, что игрушка — это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Дети стали играть не меньше, а хуже. Стало все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.
Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные куклы, машинки и т. п. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
Мы сейчас вам продемонстрируем как можно заменить игру с вредными и бесполезными игрушками на увлекательную и познавательную деятельность.
Демонстрация мультимедийной презентации.
Нам бы хотелось услышать ваше мнение об увиденном (высказывания родителей). Вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте нам, Вашим малышам очень понравится.
Теоретический этап.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться в воде:
- морская соль,
- пена для ванны,
- хвойный экстракт,
- кусочки мыла и т. п.
Кухня – это то место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды, примерно на 1, 5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды столько, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратиться к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.
Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования: познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок).
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее:
- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;
- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;
- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;
- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.
Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
1. Деловая игра «Магазин игрушек».
Группа делится на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.
2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.
3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.
Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят итог по каждому критерию.
Третья команда отбирала вредные игрушки.
Представители третьей группы : нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.
Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации химических веществ в них были превышены в десятки раз, краска на целлулоидных и резиновых игрушках содержала свинец. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.
Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.
Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).
Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста.
Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.
Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.
Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.
Представители: различные головоломки, настольные игры.
Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.
Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.
Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!», их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей среднего возраста.
Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки.
Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.
2. Решение педагогических ситуаций.
Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на листа ватмана).
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?
3. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.
- поддержать родителей, выразивших общее мнение, что «вредные игрушки» - игрушки, не соответствующие санитарно – гигиеническим требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально – познавательные и моторные способности ребенка;
- необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально – нравственных представлений личности и ее развитие в целом.
Вывод: И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не разовьет ребенка и не научит его играть, если не будет рядом с малышом старшего партнера (взрослого или старшего брата, сестры). Только в его руках в совместной игре игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы и механические игрушки, баночки, флакончики, пузырьки, коробочки, фантики и пробки, поверьте, для ваших малышей это – настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования.
Вручение памятки «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» всем участникам семинара-практикума.
Литература: Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева «Дошкольник в современном мире. Книга для родителей»