Ирина Крышмарю
Родительский клуб «Школа будущих первоклассников» Тема заседания: Готовность ребенка к школе
▼ Скачать
Родительский клуб «Школа будущих первоклассников»
Тема заседания : Готовность ребенка к школе
Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.
Форма проведения: Круглый стол
Длительность собрания: 40 минут
Задачи: Разговор за круглым столом о формировании готовности ребенка к обучению в школе. Дать представления о понятии психологическая и физическая готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе. Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.
Публикация «Родительский клуб „Школа будущих первоклассников“ Тема заседания: Готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Состав : воспитатель подготовительной к школе группы и родители детей подготовительных к школе групп.
Ход собрания
Звучит аудиозаписи на школьную тематику.
Воспитатель:
- Добрый день, уважаемые мамы и папы! Если Вы сегодня здесь, значит, Ваши дети скоро пойдут учиться в школу. Осталось не так много времени, и Ваши дети из дошкольников станут школьниками, а Вы – родителями учеников. И для начала перед тем, как мы приступим к обсуждению нашей темы сегодняшнего заседания предлагаю познакомиться.
Упражнение «Имя-качество»
(Все родители сидят в кругу.) Давайте каждый из нас сейчас по очереди называет свое имя и какое-то прилагательное (качество, которое начинается на первую букву имени (при затруднении — на вторую). Например, Ирина — инициативная (игривая, изобретательная, интеллектуальная, интересная).
Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Родители выполняют задание, передавая друг другу мяч.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
Сегодня мы здесь с Вами для того, чтобы обсудить проблему готовности к школе (Слайд 1). Что это такое и как нужно детей готовить к школе?
- Решите, пожалуйста, уравнение (Слайд 2).
-Трудно? Не получается? Почему? Вот и детям, когда они приходят учиться в школу, трудно, и, чтобы они смогли справиться с программой, чтобы успешно учились, необходима определенная база знаний, умений, т. е. необходима подготовка к школе.
Сейчас мы с вами побудем в роли учеников. Мы выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
-Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
-Нашли? А почему? Как вы думаете?
-Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Вот и дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
-Как Вы думаете, что значит готовый к школе ребенок? Это какой?
- Согласно ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) выпускник ДОУ должен обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить: (Слайд 3).
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность;
• готовность отвечать за свои поступки;
• доброжелательность;
• уважительное отношение к семье и социуму.
-Как Вы думаете, кто же должен заниматься подготовкой ребенка к школе? (Слайд 4).
ДОУ (В садах это делают, проводят занятия по определенной программе)
Школа (В школах организуются подготовительные курсы)
- Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители (Семья). Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.
-перед тем, как нам перейти к главной теме сегодняшней встречи, хочу познакомить вас с высказываниями ваших детей о школе.
(Слайд 5, 6)
-Так как же помочь своему ребенку стать успешным учеником? Что такое психологическая готовность ребенка к школе? На что стоит обратить внимание?
- Готовность к школе – это такой собирательный процесс. Для того, чтобы ребенок был готов к школе, у него должна быть особая социальная позиция школьника. Ребенок должен идти в школу с охотой или как говорят… пишут психологи, должна быть нейтральная позиция: «Все учатся, и я иду»; «Я буду, как большой. У меня будет свой портфель» ; «У меня будет свой ключ, я сам буду открывать дверь». Т. е. понимаете, через беседу с ребенком, вы можете выяснить, какая готовность ребенка, чтобы вступить в новый пласт отношений.
И так первое составляющее психологической готовности к школе, это формирование социальной позиции ученика.
-Очень важным компонентом психологической готовности является – произвольность. Причем произвольность выделяют в двух аспектах:
1. Это произвольность поведения. Может ли ребёнок сидеть, слушать внимательно в течение определённого промежутка времени.
(Слайд 7) для дошкольника 15-20 минут. Он должен быть сосредоточен и внимать ту информацию, которая будет идти со стороны учителя или взрослого. Вот эта произвольность поведения очень важна, для того, чтобы ребёнок не терял, воспринимал, информацию, которую будет получать на уроке.
2. Это произвольность двигательно-моторной сферы. (Слайд 8) Т. е. это рука должна слушать мозг, она должна воспроизводить образец, то что, командует мозг голове. Произвольность двигательной сферы, как утверждают психологи и педагоги, к сожалению, у многих современных детей, отстаёт. Скажете, как определяется у ребёнка произвольность? Детям даё тся задание например : Нарисуй или дорисуй по образцу. Как раз выполнение таких заданий и показывает, насколько рука слушает команду, т. е. даёт то изображение, которое необходимо. На листах я для вас приготовила задание, которое вам нужно выполнить: Дорисуй по клеточкам и раскрась крылья бабочки. Но мы с вами раскрашивать не будем, ваша задача дорисовать.
Вот что ещё можете сделать, вы родители, играя, занимаясь в домашних условиях: Ребенку предлагается листок в клетку и под диктовку, он должен рисовать. (Слайд 9) – Рисуем линию 5 клеточек вверх, 1 клеточка вправо и т. д. таким образом, получается графическое изображение, которое называется графический диктант. Таким образом, мы выясняем, сформирована у ребёнка произвольность или нет. Вот такие упражнения, задания можно выполнять дома, а ещё это может быть соревнование (Как у тебя получается, а вот смотри, как у меня). Вот ещё очень полезным упражнением является работа с ножницами (Слайд 10). Работа с ножницами требует хорошего, четкого владения именно ведущей рукой. Ножницы нужно держать только горизонтально. Можно вырезать контуры различной сложности – это как раз очень полезный двигательный навык, который можно развивать дома, вечером в спокойной обстановке : «Давай попробуем, какой у тебя узор получиться, а какой у меня». Потом из этого можно составить аппликацию. Всё это увлекательно и интересно для детей. Чем больше вы будете в такие игры играть, тем больше будете подготавливать своего ребёнка к школе. Рисование, создание аппликаций и другие творческие задания развивают произвольность и ребёнка. И так вторая составляющая психологической готовности к школе – это произвольность, что это такое? Это умение ребёнка сосредоточиться на каком-то занятии, а во вторых умение владеть своими руками.
- Какие ещё есть компоненты готовности к школе? Ещё очень важным моментом является интеллектуальный компонент, звучит серьёзно. В основном многие родители направлены на интеллектуализацию детей. Но специалисты озабочены не сколько знаниями, сколько первичными умениями – это логическое мышление. Т. е. умение сравнивать (Слайд 12), для подготовки к школе, нужно развивать логику ребёнка. Умение сопоставлять явления природы, умение находить различия и сходство, и умение обобщать по существенным признакам. В книгах, детских журналах очень часто бывают такие задания: «Найди 5 или 10 отличий» - такие задания развивают логику, а ещё можно играть в такие игры: «Чем похожи между собой кошка и мышка» (животные, серые, живут дома, есть хвост и уши, и усы) или чем отличаются друг от друга пианино и скрипка – музыка их обобщает, а отличаются размерами. Подобные игры игровые моменты развивают логику. Классификация, задания из четырех изображений, где одно лишнее. «Найди лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя. И как, одним словом называются три остальных. Такая игра называется «Четвёртый лишний»
И так третье составляющее психологическое готовности ребёнка к школе – это развитие его интеллекта, в этом возрасте логика.
И последнее составляющее- это речь. Речевое развитие, оно тоже очень важно, как компонент готовности. Здесь идёт словарный запас и фонетический слух. (Слайд ….) Больше разговаривайте с будущим школьником на различные темы, тем самым увеличивается словарный запас ребёнка. Он должен чётко воспринимать речь, идущую к нему. Т. к. обучение у нас речевое.
- И так последнее, составляющее психологической готовности ребёнка – это сформированность речи. (слайд 14).
Упражнение «Потребность в любви»
Присутствующие делятся на две группы. Одни- «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается.
Вопросы для обсуждения. Что вы чувствовали? Чему научило вас это упражнение? Высказывания участников.
- Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье.
- Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
- Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.