Екатерина Вальтер
Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
В наше непростое время все государственные структуры и, к сожалению и образовательные учреждения как будто бы забыли, что именно в семье закладываются нравственные основы личности.
Половина проблем, которые пытаются решать государственные и муниципальные служащие - беспризорность, алкоголизм, наркомания, правонарушения и преступления несовершеннолетних, социальное сиротство, брошенные старики – являются следствием того, что семья предоставлена сама себе, а мужья и жены не умеют отлаживать отношения друг с другом и с детьми; не знают, как организовать свою жизнь и жизнь семьи. Измельчали общественные ценности, исчезли идеалы. Как жить, что любить и чему учить детей - сами взрослые не могут дать себе ответ.
Публикация «Родительские чтения — одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей в современных условиях» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Последние исследования современной семьи говорят о том, что в ней остро не хватает любви и практически отсутствует процедура согласования понятий и действий.
Общеизвестна истина: добро и зло, хамство и порядочность, успех и неудача берут своё начало в семье. Именно от того, насколько родители способны быть воспитателями самих себя и своего ребёнка, зависят нравственные устои общества и безопасность государства.
Решением Министерства образования Российской Федерации в 2000 году педагогическим коллективам было рекомендовано восстановить систему психолого-педагогического просвещения родителей. И это было обосновано: экономическое и политическое реформирование страны отрицательно сказалось на российской семье.
Но здесь уже была необходима не просто просветительская работа с родителями, а действительно родительское образование. Причем родительское образование рассматривается здесь не только как составная часть процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, но и одна из форм её педагогической поддержки, способ вернуться к добрым традициям духовно-нравственного воспитания в нашей стране.
Именно родительское образование гарантирует ребенку право на семью и любовь родителей, является основной для решения проблем семьи, материнства и детства. Это способ качественно улучшить демографическую ситуацию в обществе, возможность повысить уровень домашней жизни. И, наконец, родительское образование – это средство стать счастливым.
Все эти проблемы приводят к необходимости организации целенаправленной и систематической работы с семьями воспитанников ДОУ.
Одной из форм родительского образования, направленной на самовоспитание мам и пап, на развитие семейных отношений является социально- педагогическая технология «Родительские чтения».
Родительские чтения – это просветительское мероприятие для родителей, в основе которого лежит чтение конкретной литературы (отрывков из неё, отдельных статей) по вопросам родительского образования. Это возможность обменяться друг с другом опытом семейного воспитания. Родительские чтения предоставляют педагогам и родителям согласовать общие понятия в деле воспитания детей, что способствует взаимопониманию образовательного учреждения и семьи, педагога и родителя, родителей и ребёнка.
С целью реализации данной технологии в образовательном пространстве дошкольного учреждения был разработан педагогический проект по взаимодействию с семьями воспитанников детского сада.
Цель проекта: апробация в практике деятельности ДОУ социально-педагогической технологии по духовно- нравственному развитию семьи «Родительские чтения».
Задачи:
1. Реализовать современную технологию организации родительского образования.
2. Формировать потребность в повышении психолого-педагогической культуры у родителей воспитанников.
3. Развивать рефлексивные способности членов семьи, выявить и транслировать положительный опыт семейного воспитания.
4. Разработать методическое сопровождение для работы с семьями воспитанников.
Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.
1 этап – подготовительный.
Цель: разработка содержания проекта, условий для его реализации.
На данном этапе было разработано методическое обеспечение проекта, подобрана научная и методическая литература; систематизированы диагностические методики по детско-родительским отношениям. Проведено родительское собрание с целью ознакомления родителей с технологией духовно-нравственного развития детей и взрослых.
2 этап –деятельностный.
Цель: реализация программы психолого-педагогического просвещения родителей через организацию «Родительских чтений».
Реализация технологии предполагает разные формы проведения Родительских чтений :
1. Работа с конкретной статьёй. Для этого раздаём присутствующим статью (или её копию). Немного рассказываем об авторе. И начинаем читать вслух (по абзацу, по столбику) по цепочке. А, может, педагог сам будет передавать эстафету чтения от родителя к родителю.
Родительские чтения могут продолжаться от 10-15 минут до 1 часа. Но чтобы сформировать у родителей культурную норму, лучший вариант – когда Чтения будут являться составной частью встречи педагога с родителями. А для этого надо для себя взять за правило – материал должен быть небольшим, но обязательно интересным для мам и пап.
2. Работа с журналом «Родной дом» - с журналом для семьи и родительского самообразования. 8-10 минут для знакомства и чтения журнала «по диагонали» - вполне достаточно. Потом каждая микрогруппа знакомит аудиторию с тем материалом, что на их взгляд оказался действительно интересным.
3. Организация заочных родительских чтений через работу почтового ящика «Советчик семьи». В почтовом ящике находятся небольшие тексты по одной тематике. Тексты можно взять у классиков Л. Толстого, К. Ушинского, В. Сухомлинского и т. п. Не исключается и зарубежная литература. Это могут быть выдержки из произведений, сказок, легенд, притч, писем авторитетных людей.
А затем приглашаем родителей на разговор : «Какими видятся отцы и матери в тех литературных текстах? Что устроит ребёнка, а что нет? Почему? А какими должны быть родители?», «Какие они – хорошие родители?». Заканчиваются встречи рефлексией: «После этого разговора я …». Такие родительские чтения, можно провести только с отцами: «Какой я отец?» или с мамами: «Какая я мама?».
4. Презентация печатного издания. Издание по своему содержанию должно быть интересно родителям. Каждый родитель должен получить журнал. Необходимо время на общение с журналом, каждый должен найди «свой» материал.
Во время встречи родители поочерёдно рассказывают, что им в журнале понравилось и почему? Нужен ли этот журнал родителям и почему?
5. Работа с дневниками или личной перепиской известных людей. Например, это могут быть письма К. Маркса к дочери, письма В. Сухомлинского к сыну. Дается задание микрогруппам: выбрать из текста те строчки, что можно рассматривать как наказ женщине, мужчине, детям. Таким образом, была оформлена «Родительская энциклопедия», в которой собраны высказывания известных людей.
6. Организация семейных чтений. На данных родительских чтениях проигрывается организация семейных чтений для детей. Для этого использовали рубрику «Страницы семейного чтения» в журнале «Родной дом». Родители берут на себя роль детей и вместе с педагогом проигрывают ситуацию семейного чтения. Читают отрывок из произведения, отвечают на поставленные вопросы. Это первая часть родительских чтений. Во второй части родители общаются друг с другом уже в роли родителей :
- Много ли времени ушло на чтение и беседу с ребёнком?
- Зачем нужна эта семейная традиция ребёнку? Родителям?
- В чьей семье есть такая традиция и как она осуществляется?
Итогом таких встреч стало создание книги «Страницы семейного чтения».
В процессе реализации социально-педагогической технологии «Родительские чтения» было разработано методическое сопровождение:
- рекомендации для успешных родителей «Радости воспитания»;
- памятки «Как общаться с ребёнком»,«Правила семейного воспитания»«Учимся любить»;
-совместно с родителями и детьми создан словарь «Добрых чувств»;
- подобраны проблемные ситуации по вопросам нравственного воспитания детей;
- создана картотека пословиц, поговорок, афоризмов о семье;
- оформлена выставка «Семья глазами ребенка».
На заключительном (аналитическом)этапе прошла презентация результатов проектной деятельности в форме праздника «День семьи», были подведены итоги работы, представлены методические разработки.
В ходе реализации проекта созданы условия для организации родительского образования :
1. Разработано методическое обеспечение проекта (анкеты, диагностики, методические рекомендации, консультативный материал, памятки,наглядные пособия).
2. Создана целенаправленная система мероприятий по повышению родительского образования.
3. Обобщен педагогический опыт по реализации современных технологий взаимодействия с семьей.
Внедрение современной социально-педагогической технологии нравственно-духовного воспитания в образовательный процесс дошкольного учреждения способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, формирует у родителей адекватную самооценку и собственную мировоззренческую позицию, основанную на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека. Родительские чтения являются актуальной и эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи.
Список литературы:
1. Бачева Е. В. Любовь в нашем доме. Методическое пособие. – Пермь: 2008г. 64с.
2. БачеваЕ. В. Родной дом. Журнал для семьи и родительского самообразования. – Пермь: 2008г. № 4,5. 2009г. № 2,3. 2010г. № 1. 2011г. № 1.
3. Бачева Е. В. Словарь семейного счастья. – Пермь: Печатник, 2011. 60 с.
4. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 80с.
5. Макаренко С. Семейный социальный педагог в контактах семьи и школы. //Социальный педагог, №2, 2004г.
6. Матейчик З. Родители и дети. Москва, 1992г.
7. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М. : 1987.
8. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьё й: Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2006. - 80с.
9. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост. : И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М. : Политиздат, 1990. - 319с.