Надежда Шишкина
Сценарий родительской гостиной «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 СТИХ (музыка маленький принц)
Мой дом. Моя семья. Мой смысл жизни.
От вздоха первого и до прощальной тризны.
Мамины глаза, плечо отца.
И моя улыбка в пол-лица.
На санках с горочки лечу с сестрой.
Смеется папа, добрый и большой.
А дома встретит запах пирогов.
Мой мир. Моя семья… Мой кров.
Я в белом платье. Мамина слеза…
И, с верой в счастье, взгляд на образа.
Родной, любимый, посланный судьбой.
Теперь едины мы навек с тобой!
Крик долгожданный малыша. Я - МАТЬ!
Прижать к груди, обнять, вдвоем дышать.
Публикация «Сценарий родительской гостиной „Семья“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Наш город счастья с именем "СЕМЬЯ".
Лишь в нашей власти жить, любовь даря!
Прощать ошибки, доброе ценить
И наше счастье трепетно хранить!
Из всех родных собрать большое "Я"
Неуязвима крепкая семья!
Стихотворение Ольги Афониной прозвучало в исполнении в
воспитанницы детского сада ___
и учителя-логопеда
Слова ведущего старшего воспитателя Шишкиной Н. А.
Вступительное слово предоставляется заведующему детским садом Сапегиной Татьяне Геннадьевне.
слайд 2 Семья для ребенка – это мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится радоваться, сочувствовать и любить. В семье закладываются основы личности человека. Именно в ней он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Ни один из социальных институтов воспитания не может сравниться с семьей по степени воздействия на личность, потому что именно в ней ребенок находится большую часть своей жизни.
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
• как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.
Любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением ребенка. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях взаимоотношения во многом предопределены такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания. Стили семейного воспитания, выбранные родителями сегодня и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка и есть тема нашего сегодняшней встречи
Вот об этом мы и поговорим сегодня!
Слова ведущего старшего воспитателя Шишкиной Н. А.
Воспитательные возможности родителей
«При воспитании детей
необходимо спрашивать себя,
можем ли мы стать
хорошим родителем
и воспитать ребенка,
не подавляя его личность».
А. Фромм
слайд 3 Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи имеет свою специфику. В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, и т. д.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов.
Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства.
слайд 4 Это означает, что дети 6 лет:
1) естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ (и отвечают на чувства) на аналогичные чувства родителей;
3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении со стороны близких и значимых для них лиц;
4) обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
5) способны к сопереживанию;
6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.
Все эти приобретения личности ребенка – результат положительного влияния семьи на его личностное развитие, итог разумного воспитания и любви к детям.
слайд 5 Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть, в дошкольном возрасте для ребенка:
слайд 6 характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенность к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т. п.
слайд 7 Показателем в оценке родителя могут быть : мотивация воспитания; уровень родительских знаний об особенностях этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу психогенных отклонений для этого периода и т. п.
слайд 8 Если вспомнить исторически недавнее прошлое – 19 век, то можно заметить, что в привилегированных слоях общества многодетность не мешала высокому уровню образования выходцев из этих семей. Каждый ребенок обогащался интеллектуальным, эмоциональным и прежде всего нравственным опытом нескольких взрослых из разных слоев населения – родителей и прародителей, гувернеров и учителей, дядек и няни.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
слайд 9 Современные дети сильно отличаются от дошкольников середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.
Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели.
В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста
Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Её содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений.
слайд 10 При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.
Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, исполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая, ей разрушится. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.
Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка.
Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранения возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.
В заключении хочу прочитать вам «Сказку о садовниках» (Светлана Лободина) (слайд 11)
У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем. Чтобы ухаживать за цветами, хозяин пригласил садовников и строго настрого приказал бережно ухаживать за растениями и внимательно наблюдать за ними, чтобы не пропустить начало цветения. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!» - сказал он. Каждому из садовников он выделил в саду участок, и они дружно принялись за дело.
Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветку и начал разворачивать лепестки, пытаясь бутону помочь раскрыться как можно быстрее. Садовник так торопился, что нежные лепестки под его пальцами оказались разорванными и смятыми. Тогда он стал разворачивать другой бутон, но с тем же успехом. Горько заплакал садовник, увидев, что, пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их.
Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно: то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак, с цветов всего на пять минут в день. Через много дней, когда садовнику показалось, что цветы достаточно окрепли, он снял колпаки и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что, когда подул слабый ветерок, их стебли обломились.
Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого третий садовник и сам не знал, но уж очень он любил порядок.
Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листья с Розовых кустов, поцарапал руку о шипы и, увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!» И выполол, не дожидаясь цветка.
Пятый садовник, увидев, что рядом с розами расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!» И с этими словами он с корнем выдернул все другие цветы.
Шестой садовник, как только увидел, что цветок распускается, быстро срезал его и побежал показывать своему хозяину, ожидая награды. «Смотрите, смотрите! – кричал он прочим садовникам. – Я вырастил самые красивые цветы! Меня ждет награда!» Но, пока он бежал, цветок завял.
Седьмой садовник так старался вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собою кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать через краску.
И только один садовник никуда не торопился, зная, что самое важное для цветов – это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за ростками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие – летом, а третьи – только осенью. Он знал также, что иные будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным садовником – он был еще и музыкантом.
слайд 12 Он приносил с собой в сад флейту и, когда выдавалась свободная минутка, играл нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем.
Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок. Богатый хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок самый прекрасный и ВСЕ цветы здесь по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь чудесные растения. «Мой секрет прост, - ответил садовник, - Я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют».
Слова ведущего: Семейная среда – это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Стили семейного воспитания, выбранные родителями сегодня и их влияние на эмоциональное благополучие ребенка и есть тема выступления социального педагога. Гиматдинова Эльмира Геннадьевна
Слова ведущего: Психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли или парит ли в небесах. Тема выступления педагога – психолога - Психологический климат в семье. Федяева Елена Ивановна
Слова ведущего: Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью игры ребенка можно научить новому, а так же выстроить и общение. Все мы знаем, что с ребенком НАДО играть, но не всегда знаем ВО ЧТО. Сегодня мы будем учиться не только играть, но и чем занимать ребенка, при этом самим получать удовлетворение от общения друг с другом. А теперь предлагаю вам перейти от теории к практике.
Слова ведущего: После мастер-классов всех приглашаем в музыкальный зал.
слайд 13 Спасибо за внимание! Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной!
План работы гостиной :
1. Вступительное слово заведующего
Сапегина Татьяна Геннадьевна
2. Воспитательные возможности родителей (старший воспитатель Шишкина Надежда Алексеевна)
3. Стили воспитание в семье (социальный педагог
Гиматдинова Эльмира Геннадьевна)
4. Психологический климат в семье (педагог – психолог
Федяева Елена Ивановна)
Мастер-классы педагогов:
• «Семейные традиции и праздники дома»
(музыкальный руководитель Минниханова Елена Александровна)
• «Погода в доме»
(педагог—психолог Федяева Елена Ивановна)
• Изготовление эко - игрушки "Травянчик"
(воспитатель Каримова Ирина Михайловна)
• "Радуга аппликации"
(воспитатель Митрофанова Марина Борисовна)
• «Опытно-экспериментальная деятельность старших
дошкольников»
(воспитатель Казанцева Наталья Витальевна)
• "Подарок для души"
(воспитатель Головизнина Ольга Геннадьевна)
• «Родительская любовь»
(воспитатель Хидиятова Раиля Накиповна)
• «Подвижные игры дома»
(инструктор по физической культуре
Мубаракшина Наиля Минасхатовна
• Видео фильм «Детский сад» подготовили: учитель –логопед
Решетникова Ольга Юрьевна, инструктор по физической культуре Мубаракшина Наиля Минасхатовна