Ольга Димитриева
Родителям на заметку
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог знает, как важна работа с родителями, ее формы разнообразны и интересны. Хотелось бы обратить внимание на родительские уголки, которые оформляются в раздевалке группы. Информация в них разносторонняя, полезная, порой просто необходимая для ребенка. Зачастую у родителей не хватает времени, чтобы ознакомиться с ней, поэтому я предлагаю рубрику "Родителям на заметку", в которой кратко (на один лист формата А4) рассказываю о наиболее актуальных для наших деток вопросах. Рядом в кармашке располагаются информационные буклеты по этой же теме. Заинтересовавшись информацией, родители могут взять буклет домой для ознакомления, а затем подойти к дефектологу для индивидуальной консультации.
Публикация «Родителям на заметку» размещена в разделах
информация 1.
Как помочь ребенку в его развитии?
Дети развиваются по-разному, а значит по-разному должны действовать и родители, и воспитатели, встречая таких разных детей. Как помочь ребенку в его развитии? Готовых рецептов на все случаи нет. Поэтому родители должны быть к малышу внимательны, и это даст им возможность найти свой подход к воспитанию, понять ребенка, определить, что сделать, чтобы он стал лучше, как строить с ним отношения.
Подумайте о возможных причинах каких-либо отклонений в развитии ребенка. Может быть вы неправильно организуете общение с ним, недостаточно уделяете внимание формированию игры? Не равнодушны ли вы к ребенку? А может быть у него бедность чувственного опыта (нет недостатка в игрушках, но и их избыток, приводящий к эмоциональному перенасыщению, тоже плох).
Задумайтесь, как и чем занимается ребенок. Что и как он делает? Что он умеет? Чему его еще можно научить? Как говорят специалисты, надо учитывать зону ближайшего развития ребенка? Это и есть разница между теми заданиями, которые ребенок выполняет самостоятельно, и заданиями, которые он может выполнять с помощью взрослого. Чем больше ребенок умеет делать с помощью взрослого (но именно с помощью взрослого, а не взрослый вместо него, тем больше со временем он сможет выполнить самостоятельно.
Постарайтесь выяснить уровень познавательной активности малыша. Ведь любознательность – источник его умственного развития. А есть ли у него коммуникативные потребности (стремится ли он к общению? У каждого малыша есть огромные резервы умственного и речевого развития, усвоения знаний и навыков. Не будет преувеличением сказать: секрет успехов и неудач в школе – в дошкольном возрасте. А соблюдается ли режим дня? Все ли советы врача выполняются? Рука об руку с вами малыш будет развиваться, используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого дня.
При этом важно согласовывать семейное воспитание с воспитанием ребенка в детском саду. Согласованные действия родителей и воспитателей, а при необходимости и консультация с врачом – залог предупреждения детской нервности, профилактика нарушений развития и поведения.
информация 2.
Мы учимся общаться.
• Для развития личности исключительно важно общение.
Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все, что он видит вокруг. Обратите внимание, есть ли у ребенка потребность в общении, интерес к окружающему миру, эмоциональный контакт со сверстниками.
• Учите ребенка давать какое-то сообщение (передавать информацию, воздействовать речью на поведение других (ведь именно речью мы что-то разрешаем, запрещаем, высказываем порицание или одобрение, регулировать свои действия и поступки. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в быту и в игре, давать отчет о выполненных действиях (что я сделал, как я сделал) и планировать речью предстоящее действие (сначала я буду, потом я возьму). Так у ребенка формируется речемыслительная деятельность – необходимое условие развития психики.
• Важно развивать у ребенка мотивы общения. Поставьте ребенка в ситуацию активного выбора: пойдем в магазин или в парк, дать конфету или пряник, завязать бант синий или красный. Такой стиль общения приведет к развитию у него желания и необходимости сделать выбор и рассказать о нем, что в свою очередь разовьет активность и самостоятельность.
• Общение с ребенком, а следовательно и развитие речи, происходит с опорой на зрительные контакты. Мы общаемся с детьми в игре, участвуя в игровых действиях, задавая по ходу им вопросы, отвечая вместе на них, рассказываем, что будем делать сначала, что потом, что будет дальше. Так мы учим ребенка оречевлять выполняемую деятельность, давать отчет о выполненном, планировать предстоящую деятельность.
• Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой. Правильной, выразительной, а темп ее не убыстренной. Ребенок склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно. Красиво, чисто. Не правда ли? Если взрослый говорит с дефектом, то и ребенок будет повторять этот дефект. Запомните, что влияние взрослого во всем – решающий фактор развития ребенка.
• Заботясь о развитии речи ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, книги, рассказы, деятельность с предметами (рисование, лепка, поделки, домашний труд).
Задача взрослого – всемерно поощрять виды деятельности, стимулирующие речевое развитие ребенка.