Марина Моржухина
Консультация для родителей о правилах взаимодействия с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям на заметку
У ребенка должно быть свое жизненное пространство в доме, свой угол или своя комната, где помещались бы все атрибуты детской жизни.
Для развития ходьбы, бега в игровом уголке необходимы мячи или шары, каталки, игрушки на колесиках с длинной ручкой.
Для развития познавательной сферы, крупной и мелкой моторики полезны: разноцветные кубики; простые и легкие строительные наборы; конструктор «Лего»; мозаика; пирамидки, матрешки, сборно-разборные игрушки; деревянные или пластмассовые панели с отверстиями разной геометрической формы (треугольная, прямоугольная, круглая) и соответствующими фигурками; пазлы; пустые коробки всех форм и размеров; банки с крышками, вышедшие из употребления; формочки, совочки, ведерко, лопатки; плавающие предметы; заводные игрушки.
Публикация «Консультация для родителей о правилах взаимодействия с детьми» размещена в разделах
Развитию речи, фантазии, творчеству способствуют сюжетно-образные игрушки и их атрибутика: куклы, игрушки-животные, машины, кукольная мебель, набор посуды, детская коляска, телефон, утюг, мелкие игрушки (шприц, расческа, детские ножницы и т. д.). Необходимы также предметы-«заместители» (ненужные вещи или так называемый «бросовый» материал: коробки, катушки, баночки, разноцветные лоскуты ткани, обертки от конфет, полоски бумаги, природный материал).
Пожелания взрослым:
в поле зрения ребенка игрушек не должно быть слишком много;
игрушка не должна быть слишком большой или слишком маленькой; она должна быть прочной и безопасной;
игрушечная мебель, конструктор должны быть достаточно больших размеров;
если игрушка долго находится в игровом уголке и не востребована ребенком, то необходимо обратить на нее его внимание, подсказать, как с нею можно играть;
чтобы старые игрушки не надоедали, их можно на время прятать;
не следует давать малышу для постоянного пользования нужные в совместных занятиях игрушки, чтобы у него не пропал к ним интерес;
особо «уважительно» относитесь к любимой игрушке ребенка: позволяйте малышу с ней есть, спать, гулять и ездить в гости;
хранить игрушки лучше в нескольких коробках небольшого размера, чтобы ребенку было удобно их переносить по мере надобности.
Основные правилами взаимодействия с ребёнком
Когда ребенок проснется:
обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»;
радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт;
не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищенности, уверенности, свободы;
относитесь к ребенку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье» и т. п.
В течение дня:
не сравнивайте его с другими близкими людьми, родственниками, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемленным. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»;
успокаивайте и поддерживайте ребенка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твое волнение, твоя радость, твоя грусть…»;
слушайте ребенка сочувственно и внимательно: «Мне интересно твое мнение, что ты рассказываешь, о чем ты думаешь…»;
поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем-то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне, я тебя пожалею» и т. д. ;
не используйте в общении с ребенком резкие формы воздействия — это может спровоцировать агрессивную вспышку;
не увлекайтесь нотациями — от них нет особой пользы;
старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;
признавайте за ребенком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с ребенком — важнее.
Предъявляя требования к поведению ребенка:
будьте последовательными; не позволяйте ребенку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось;
не устанавливайте для ребенка множество правил — он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определенных норм поведения (например, «Говори тише»);
старайтесь в присутствии ребенка выражать различное отношение к тем или иным явлениям, оценивая их определенными словами: «хорошо», «плохо» и т. д. ;
помните, что ребенок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Например, вместо «Не трогай, не бегай!» лучше сказать: «Положи на место, сядь, посиди»;
вводите четкую систему конкретных запретов; произносите их громко и четко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
не принуждайте ребенка делать то, к чему он еще не готов; не настаивайте на чем-либо, если он устал или чем-то расстроен;
предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты считаешь, что лучше для тебя?». Взаимодействуйте с ним в мягкой форме, без насилия.
Оценивая поведение ребенка, его действия и поступки:
чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;
через похвалу и ласку стимулируйте в ребенке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке — что она добрая, заботливая;
порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это не хорошо»;
не унижайте достоинство ребенка, не акцентируйте внимание на его неудачах;
если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша — это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;
когда вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда…», «Ты вообще…», «Вечно ты…». Он лишь сегодня сделал что-то не так, вот об этом и скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится как ты сегодня (сейчас) разговариваешь со мной»;
поощряйте совместные игры ребенка с другими детьми.
Контролируя речевое общение:
после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребенок употреблял упрощенные слова: киса, ав-ав, бай-бай, ням-ням и т. д. ;
поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребенка на неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко, но в то же время старайтесь как можно чаще произносить их правильно в его присутствии (голова, молоко);
не сюсюкайте с ребенком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте повторять удачно сказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над другими детьми
помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства нет, если ребенок до 1,5 лет пытается подражать произносимым словам, многое понимает;
не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков или вовсе их не произносит, заменяя более легкими — процесс овладения речью к 3 годам еще не завершен;
старайтесь, чтобы в окружении ребенка взрослые употребляли правильную, литературную речь; заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать окружающим;
записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения, высказывания ребенка — это станет «золотым фондом» его раннего развития, что, несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем.
Если, то…
Если ребенок капризничает, упрямится, постарайтесь выяснить причину его недовольства и только после этого принимайте какое-либо решение.
Если ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал.
Если ребенок отказывается есть, не кормите его насильно, «покормите» вместе с ребенком куклу, чередуя: одну ложку — кукле, другую — малышу.
Если ребенок не хочет купаться, постарайтесь чем-либо привлечь его внимание: положите в ванну водоплавающие игрушки, попускайте мыльные пузыри, поиграйте с малышом в водный пистолет.
Если вы раздражены, говорите с ребенком тише, едва слышно — это способствует снятию психического напряжения.