Татьяна Ишмакова
Родители воспитанников — наши первые помощники в освоении детьми двух государственных языков РТ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование маленького человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций. В соответствии со Стратегией развития образования в РТ и с целью развития и совершенствования дошкольного образования, пропаганды и распространения инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам, мы приступили к успешному внедрению, реализации и использованию новых учебно – методических комплектов. Мы поставили перед собой важную задачу – создать единое образовательное пространство для детей за счет партнерства педагогического коллектива и родителей воспитанников, ведь основные участники образовательного процесса – это дети, родители и педагоги.
Публикация «Родители воспитанников — наши первые помощники в освоении детьми двух государственных языков РТ» размещена в разделах
Воспитание детей – одна из вечных проблем человечества. «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери», эти слова принадлежат Василию Александровичу Сухомлинскому. В семье, словно в капле воды, отражаются все происходящие процессы, как положительные, так и отрицательные, влияющие на будущее развитие, обучение и воспитание детей. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Никогда не бывает так, что один человек только даёт, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание – не односторонний процесс, оно заключается в сотрудничестве.
Родительство – это не только большое счастье, но и огромная ответственность, которую может принять на себя взрослый человек. Перед родителями постоянно возникают проблемы разной сложности, решение которых – не простое дело. Современная семья – это маленькая Вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Первые воспитатели ребёнка – это мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного оберегающего родителя : «На плечах отца держится мир», а «Материнская молитва со дна поднимает».
Родители должны быть лучшими друзьями своему ребёнку. Потому что у друзей, как это часто мы можем заметить, мы учимся лучше, чем у наставников. Потому что мы им больше доверяем. Если родитель готов к своей роли, прежде всего ребёнку он будет другом и только потом наставником. Здесь, срабатывает принцип, который есть в авиации – «делай как я». Эти слова принадлежат Александру Крутову, депутат Мосгордумы.
Я, считаю, что для полного развития личности необходим родитель помощник, оказывающий поддержку, создающий атмосферу счастья, любви, понимания.
Ведь очень важно, чтобы близкий человек был не только воспитателем, но и участником совместных дел. Ребенку просто необходимо сотрудничество со взрослым. Мама и папа помогут в трудную минуту, подбодрят при неудаче, похвалят за достижения, помогут правильно выполнить то или иное действие. По моему мнению, просвещенный и современный родитель, должен быть как можно больше вовлеченным в жизнь своих детей. Между ребенком и помощником совершенно необходимо взаимное доверие. Они взаимозависимы. Ребенок рассчитывает на помощника, а помощник чуток к потребностям ребенка, ловит его сигналы и заботится обо всех недостающих звеньях, с тем, чтобы ребенок сумел справиться со своей задачей. Помощник предвидит потребности ребенка на каждой из ступеней его развития, желая, чтобы ребенок благополучно преодолевал ее.
Я считаю, что нельзя добиться высоких результатов в освоении детьми двух государственных языков только усилиями одного воспитателя татарского языка, ведь всё основное время ребёнок проводит с воспитателями в группе. Поэтому педагоги нашего детского сада, участвуя в жизни детей, используют татарский язык во время различных режимных моментов. Воспитатели создают такие ситуации, которые направлены на закрепление у детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами на татарском языке. Я уверена в том, что никакое обучение не может быть успешным вне общения. Ребёнок должен общаться постоянно и с детьми, и с родителями. Но в наш информационный век, когда кругом столько информации, и к тому же, родители очень загружены работой, общение в семье сводится к минимуму. Раньше, когда мы еще были детьми, для нас родители были примером, мы стремились им подражать. Сейчас же этого не происходит. И поэтому первоосновной задачей детского сада является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и в частности в процесс обучения татарскому языку. Что же мы можем сделать? Предлагаем родителям вечером просмотр татарских мультфильмов и телепередачи на канале ТНВ «кият иленд». Сейчас в Республике Татарстан открыто обучение в государственной онлайн-школе татарского языка «Ана Теле». Этот замечательный проект, аналогов которому в Российской Федерации нет. Образовательная программа бесплатна для всех желающих изучать татарский язык, как в России, так и за рубежом и наши родители заинтересуются и станут активными участниками в этом проекте.
Для реализации задач обучения необходимо объединить усилия педагогов и родителей. Очень важно создать атмосферу общности интересов. Использование и реализация УМК в детском саду предполагает совместную работу с родителями; активное вовлечение родителей в процесс обучения. Важно научить родителей помогать своему ребенку в усвоении лексики татарского языка. С целью ознакомления родителей с инновационной деятельностью, применяя современные информационные технологии, педагогический коллектив может провести: лектории, консультации, общие и групповые собрания с показом открытых НОД, встречи в родительской гостиной, совместные просмотры мультфильмов, конкурсы презентаций, рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, информационные стенды в каждой группе по своему проекту, анкетирование, изучение отзывов и пожеланий родителей.
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка.
Для закрепления речевого материала дома с ребенком наши родители могут пользоваться карманными словариками, книжками-малышками с образцами диалогов по проекту УМК “Татарча сйлшбез” - «Говорим по-татарски». Незаменимым помощником для нас в настоящее время является сайт детского сада в Электронном образовании, где создана страница «Татарча сйлшбез», на которой родители и сотрудники детского сада могут ознакомиться с нормативными документами, прочитать консультации, использовать игровой материал, который помещен на сайте, посмотреть лексический минимум, который можно повторить в спокойной домашней обстановке. Дана ссылка на сайт Министерства образования РТ, где в разделе Дошкольное воспитание можно посмотреть и мультфильмы, и анимационные сюжеты, выпуски передачи «кият иленд».
Хороших результатов можно добиться лишь тогда, когда согласованы усилия педагогов и родителей. Родители нашего МДОУ положительно влияют на желание детей к изучению второго языка. В результате проведения совместных праздников и мероприятий: «День родного языка», «Карга боткасы», «Нрз», “Гаил бйрме”, “Сабантуй” они в полной мере осознали необходимость изучения детьми двух государственных языков РТ.