Валентина Егорова
«Родина моя — любимая Россия». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Родина моя – любимая Россия»
(подготовительная группа)
воспитатель: Егорова Валентина Константиновна
МАДОУ «Катюша»
г. Лабытнанги ЯНАО
Программное содержание:
Познакомить детей с историей возникновения страны, с её символикой.
Дать понятия «гражданство», «гражданин».
Публикация «„Родина моя — любимая Россия“, Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать интерес к истории своей страны, патриотические чувства – любви к Родине, гордость за свою страну.
Предварительная работа:
- Беседа о странах;
-Рассматривание карты мира, глобуса; символов России (Московский Кремль,
Знамя Победы, Могила Неизвестного Солдата); иллюстраций; флага России, герба;
- чтение произведения К. Ушинского «Наше Отечество»;
- заучивание стихотворения М. Новикова «Россия»;
- рассматривание Государственного флага (изображение, Андреевского флага, Георгиевского флага.
Демонстрационный материал
Карта мира, государственный флаг, герб России (изображение) монеты, плакаты, где есть изображение герба и флага; аудиозаписи песня «С чего начинается Родина Матусовского»; Гимн России; изображение князя Ивана третьего.
Раздаточный материал:
Полоски (белые, синие, красные).
Словарная работа:
Стяг, флаг, знамя, древко, полотнище, гражданин, гражданство, национальность; князь, предки; Родина, Отечество, Отчизна.
Ход занятия
1. Хотите отправиться в кругосветное путешествие? (ответы детей)
- А почему вы бы хотели отправиться в такое путешествие?
Ответы: чтобы узнать, как живут люди в разных странах, какие бывают страны,
познакомиться с другими людьми.
- На чём можно путешествовать?
Ответы: на самолёте, поезде, теплоходе, лайнере
- А как вы думаете, на чём быстрее удобнее путешествовать? (ответы детей)
Это всё хорошо, но как, находясь в группе, за время занятия, можно совершить
путешествие по всей земле, побывать в разных странах.
- Какое чудо техники нам может помочь?
Ответы детей: телевизор, компьютер, ковёр – самолёт, машина времени.
- Какой вариант выбираем?
Ответ детей: машина времени.
Сюрпризный момент: машина времени (предлагается модель машины с
приделанными крыльями от самолёта).
- Готовы, отправиться в путешествие? Не побоитесь?
- Тогда летим.
Заводим моторы, закрываем глаза. Прилетели.
- Остановка карта мира (рассматривание разных стран).
Посмотрите, какая из стран самая большая? (Россия)
Садимся в машину времени, полетели дальше.
Остановка Россия. Опускаемся на большом парашюте.
- А вы знаете, что в России живут самые добрые, смелые, отзывчивые люди - россияне.
Воспитатель читает стихотворение «Родина».
Я узнала, что у меня есть огромная семья.
Это Родина моя!
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.
Всех люблю на свете я!
Речка, небо голубое – это всё моё родное! Егорова В. К.
Мы с вами тоже большая, дружная семья.
Пожмите ласково друг другу руки подарите друг другу добрую, ласковую улыбку.
2. - А как вы, понимаете, что же такое Родина.
Ответы детей: это место, страна, в которой мы родились и живём.
А сейчас я приглашаю вас отправиться в картинную галерею. Полюбоваться
замечательными картинами родной природы и прослушать замечательную
красивую песню о Родине.
«С чего начинается Родина» Матусовского.
- Понравилось ли вам в картинной галерее?
- Что понравилось? (картины, песня). Почему?
Ответы детей: картины красочные, яркие, песня душевная, мелодичная.
Всё, чем вы любовались, это хорошо знакомые картины русской земли нашей Родины.
3. Карта России географическая (показ и рассказ).
Как вы думаете, велика наша страна – Россия?
А теперь вы покажете границы нашего государства, нашей страны России? (дети показывают). Вы знаете, что карта многое может рассказать о стране.
Вспомните. Что мы с вами узнали о России, когда рассматривали карту.
Россия – большое государство. В России много лесов, городов, морей, рек, озёр, полезных ископаемых.
4. В городах, деревнях, в сёлах России живут люди разных национальностей.
- Какие национальности вы знаете?
Ответы детей: татары, белорусы, украинцы, казахи, коми, ханты, зыряне, чукчи и другие русские.
В России живут люди разных национальностей, но всех их можно назвать одним словом – россияне.
5. Вы россияне – граждане России. Как вы думаете, кого называют гражданином?
Ответы детей: человека, сына, дочь.
Слово «гражданин» имеет два значения:
А) гражданин человек, живущий в стране, член общества;
Б) гражданин – Отечества достойный сын, то есть человек живущий интересами
общества. На благо Родины.
- На каком языке общаются россияне, принадлежащие к разным национальностям?
Ответы детей: на русском, украинском, молдавском, но главное где они живут.
Общий язык русский. Чтобы понимали друг друга.
Чтение стихотворения «Русский язык».
Могуч язык наш русский
Он всякий час со мной,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти -
Родной язык мой русский.
Как Родина, родной! Н. Забила
А теперь давайте немножко отдохнём на просторах нашей Родины.
6. Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава (дети плавно качают руками над головой).
Облако плывёт над нами, Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит
Наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо влево, вперёд назад)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнём.
Дети садятся.
7. Все люди любят свою Родину, пишут о ней стихи, слагают песни, придумывают пословицы и поговорки.
Пословицы:
Родина любимая, что мать родимая.
Жить – Родине служить.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Как вы понимаете их значение?
Дети (у человека мать одна и Родина одна; человек охраняет Родину от врагов и каждый человек должен служит в армии; будет Родина и будет жизнь; земля наша кормилица её надо беречь и мама тоже нас любит, кормит).
8. Отправляемся на машине времени в прошлое.
Для чего нужно знать историю своей страны?
Ответы детей: кто были наши предки, как жили, откуда пошли наши корни, помогают энциклопедии, фильмы, беседы с взрослыми, фотографии.
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много - много лет назад. Раньше наши предки жили в деревянных домишках. Предки это люди, от которых мы произошли. Наши предки это восточные славяне. Они были очень гостеприимные, когда к ним заходили странники, они ласково их принимали и хорошо угощали. Этот обычай остался и до сих пор. Когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусное.
Жили славяне в небольших избах. Самым главным у них был князь. Его все слушали. Князь возглавлял войско, когда нападали враги. Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто сорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда нападали враги из других стран ( например: немцы, шведы, князья объединялись и вместе побеждали своих врагов. Вместе будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда никто их не сможет победить.
Князья объединялись, а самым главным стал князь Иван третий (показ иллюстраций).
Все князья стали ему подчиняться, и образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным.
Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый.
Этот герб и сейчас является гербом нашей страны (показать изображение герба России).
Помните, я вам говорила, что гербы изображены на щитах различной формы.
- Какая форма щита у российского герба? (круглая).
- Что вы видите в центре? (Орла).
- Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями)
- Почему на гербе России изображён орёл?
Ответы детей: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
- Почему у орла две головы? Русское государство очень большое. И головы орла смотрят на запад и на восток, как бы
показывая, что государство большое и сильное.
- А что вы видите ещё? (корона)
Корона обозначает, что Россия живёт по своим законам.
- А что в лапах орла?
Ответы детей: это золотой жезл, а ещё его называют скипетр (символ власти)
В другой лапе у орла шар, или называют держава. Держава – могущество. Наше государство большое, доброе, справедливое.
9. Детям даётся задания найти предметы в группе (монеты, бланки, марки на машинах государственных, флагах, где изображён герб).
10. У каждой страны есть не только герб, но и флаг.
- Из каких частей состоит флаг? (покажите древко, полотнище) Раньше называли стяг; знамя.
- Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага? (белый, синий, красный).
- А вы знаете, каждый цвет подобран не просто так, а каждый цвет что-то символизирует (означает).
Белый цвет – благородство, совершенство, облака, мир.
Синий цвет – небо, верность, озёра, моря.
Красный цвет – отвагу, мужество, силу, героизм, тепло.
11. Д/И «Выложи государственный флаг» (полоски разного цвета).
Дети составляют из полосок на столе флаги.
- Где можно увидеть флаги? (на Кремле, на парадах, на зданиях, на машинах).
12. У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Гимн это главная государственная песня страны. Когда звучит гимн, все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Гимн исполняется во время праздников, на соревнованиях, поднимается
флаг и звучит гимн.
В конце занятия звучит гимн.
Дети прослушивают его стоя.
Наше путешествие закончилось, мы много узнали, познакомились с Россией ближе, расширили свой кругозор.
Список используемой литературы:
1. А. Н. Зимина «Государственные праздники для дошкольников.
2. М. Д. Маханёва Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
возраста дошкольного возраста.
3. Ю. А. Алексеев, М. Н. Зуев «Моя Родина – Россия»
4. Ребёнок в детском саду №3 2004 год, стр. 96