Степная
Актуальность внедрения образовательной робототехники в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду прошёл конкурс "Умейка", в котором активно приняли участие дети вместе с родителями. Хотелось бы отблагодарить их грамотами.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, первоначальные технические навыки.
Публикация «Актуальность внедрения образовательной робототехники в детском саду» размещена в разделах
Актуальность внедрения образовательной робототехники в детском саду подтверждают и слова В. В. Путина. Выступая на пленарном заседании международного экономического форума, глава государства отметил, что Российская Федерация может стать площадкой по развитию робототехники, так как открытия, сделанные в этой области способны привести к технологической революции.
Психолого-педагогические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и других показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, формирования творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов. Именно на это и направлены занятия по робототехнике, позволяющие ребенку проявить конструктивные, творческие способности и приобщиться к техническому творчеству.
Техническое детское творчество – это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
Постановка технической задачи
Сбор и изучение нужной информации
Поиск конкретного решения задачи
Материальное осуществление творческого замысла
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов, которое осуществляется в процессе занятий робототехникой.
Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать собственные модели роботов, используя схемы или придумывая свои варианты. Это по силам уже детям 5 – 6 лет. А ребята постарше знакомятся с программированием: не просто собирают модель, но и создают для нее простейшую программу на персональном компьютере.
В чем цель занятий робототехникой в детском саду?
Ребенку интересно собственными руками создать настоящего робота и наблюдать за результатом своих трудов.
Педагоги, организуя занятия по робототехнике, решаютследующие задачи:
- формировать навыки конструирования и первого опыта программирования;
- развивать математические навыки, связанные со счетом, пониманием симметрии и пропорций, ориентировкой в пространстве;
- активизировать внимание, мышление, память;
- развивать мелкую моторику, т. к. ребенок много работает с мелкими деталями конструкторов;
- познакомить детей с основами механики;
- способствовать пропедевтике инженерного образования;
- развивать умение работать в команде и взаимодействовать со сверстниками, педагогами.
Занятия по робототехнике – это занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость, при этом LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Робототехника – это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой.
Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
В детском саду используются разные виды конструкторов. LEGO EducationWeDO - позволяет детям от 5 лет собрать и запрограммировать простые модели LEGO через компьютерное приложение LEGO EducationWeDO 2.0., работая индивидуально, в парах или командами, дети собирают роботов. С помощьюBluetooth, планшета или персонального компьютера учатся управлять моделями, не имея никаких проводов. КонструкторыLEGOWeDo вводят детей в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, коллективного обсуждения, учат детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки, но и осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, побуждают интерес к творческой конструктивной деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Выделяют три основных вида робототехники :
Спортивная- является одной из самых популярных. Популярность данного вида
обусловлена соревновательной направленностью. Данное направление робототехники включает в себя различные виды соревнований (слалом по линии, кегельринг, мини – сумо и др., решение олимпиадных задач. Участие в соревнованиях такого вида, подразумевает под собой определенную базу знаний, необходимых для создания роботов и их программирования. Спортивная робототехника, предназначена для демонстрации своих умений и возможностей учащимися, которые уже заинтересовались робототехникой.
Творческая – не предполагает соперничества, само создание роботов и есть
главная цель. Творческая робототехника служит для проявления креативных способностей учащихся. Данный вид робототехники, характеризуется стремлением к созданию новых роботов, которые могут найти практическое применение в нашей жизни. Творческая робототехника — качественно новый уровень деятельности ребенка, предполагающий наличие базовых и продвинутых знаний в этой области.
Образовательная–это интеграция математики, физики, информатики.
Образовательная робототехника позволяет сформировать и развить в ребенке
важнейшие качества гармоничной творческой личности и предназначена для формирования базовых знаний и умений в области конструирования и программирования роботов. Она выявляет техническиесклонности у дошкольника на ранних этапах: на занятиях ребята конструируют машины, погрузчики, самолеты, создают из деталей любимых сказочных персонажей, животных.
Этапы работы по освоению детьми программы робототехники :
Старшая группа (5 – 6 лет)
Дошкольники способны создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. Знакомство с программами LEGO Education.
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Формирование умения создавать свою модель при помощи LEGO – конструкторов LEGO EducationWeDO.Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире.
Алгоритм деятельности детей на занятии:
Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
Сборка частей модели.
Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).
Таким образом, можно сделать вывод, что робототехника в детском саду - это возможность познакомить дошкольника с увлекательным миром роботов и подготовить его к изучению точных наук в школе. Это первый шаг навстречу серьезной робототехнике.