Мартын Хачатурян
РМО «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «РМО „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает формировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.
В марте этого года дети и воспитатели нашего детского сада приняли участие в социально-значимой акция "Миска Добра". Цель этой акции - формирование чувства ответственности и сочувствия к братьям нашим меньшим. Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме защиты животных. Присоединиться к акции мог любой желающий: педагоги, школьники, студенты, воспитатели и дошкольники, работники культуры и образования.
Для этого нужно было прислать фотографию, на которой участник акции кормит животное. Конечно, мы не остались в стороне от этого мероприятия, активно участвовали в акции, за что и получили грамоты.
Чтобы добиться успеха в воспитании бережного отношения к природе, необходимо создавать среду, в которой взрослые могли бы личным примером демонстрировать детям любовь и заботу к окружающему миру, проявляли активность, участвуя вместе с детьми в различных природохранных мероприятиях. А так же, в преддверии 75 –летнего юбилея Великой победы воспитанники подготовительной группы «Пчелка» во главе с воспитателем Додохян Гаяне Ильиничной, при активной помощи родителей приняли участие в озеленении парка 60-летия Победы. Они посадили березы, туи, липы и красноплодную рябину.
Особое место в работе с детьми уделяется экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Благодаря богатому детскому воображению, экологическая сказка даёт возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие. В нашем фольклоре есть много сказок, которые способствуют экологическому воспитанию ребят, делая его более занимательным и разнообразным. Дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в необычных формах, исключающих сухость и монотонность.
В рамках мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего детского сада была представлена сказка «Теремок».
Все герои сказки были неподражаемы и очень убедительны. Мы преследовали несколько целей: во-первых, убедить детей в необходимости беречь природу, во-вторых, привить нормы поведения в природном окружении, в-третьих, научить ребят оценивать как свои действия, так и действия других люде по отношению к природе.
В. Сухомлинский говорил, что «…войти в жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою…» ребенку дошкольного возраста помогают его возрастные особенности, такие как эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, они заставляют сострадать и сопереживать, развивают у детей эмпатию. Учитывая это, мы формируем у детей гуманное отношение к природе.
В нашем детском саду есть замечательные ребята - Эколята, это средняя группа «Колобок», воспитатель Палоян А. М. Они перехватили эстафету у старших товарищей, группы «Светлячок», которые уже покинули детский сад и стали первоклассниками. Надеемся, что в школе они так же продолжают наши традиции, оберегают природу, заботятся об окружающем мире. А тем временем нынешние Эколята активно включились в экологическую работу. Палоян А. М. представит вашему вниманию проект «Птицы на кормушке».
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, похвала воспитателя, распустившийся цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и переживания. Аветисова А. Г. представит нашему вниманию презентацию на тему «Экологическое воспитание детей старшей группы».
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. А значит, экологическое воспитание детей также необходимо построить на игровой основе с включением в педагогический процесс разных видов игр. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. В работе с детьми используются сюжетно-ролевые игры: воображаемая ситуация, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие-либо игрушки. Оптимальной формой использования игры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации; создаются они для решения конкретных воспитательных задач в различной деятельности. А сейчас предлагаем вам размяться и поиграть.
Не менее важным в экологическом воспитании дошкольников является формирование осознания эстетической ценности природных явлений и объектов. Одно из условий успешной работы с детьми – это воспитание эстетических чувств, способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ей, желание её сохранять. В октябре воспитанники нашего сада приняли участие в интерактивном Всероссийском творческом конкурсе «Зазвенела осень золотая». Нами были отправлены на конкурс фото осенних поделок из природного материала. Родители и дети активно участвовали в конкурсе, поделки получились красивые, креативные, с юмором. Вы можете увидеть их в нашем экологическом уголке. Все участники были награждены грамотами. А в завершении нашего районного методического объединения мы хотим показать вам клип «Наша чудесная осень».