Оксана Петрова
Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем.
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Слово «время» произошло от древнерусского «веремя», что означает «вращение». В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «время» это сущность бесконечно развивающейся материи; последовательная смена её явлений и состояний. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему. Его нельзя задержать, вернуть, т. к. оно необратимо.
Публикация «Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Не следует забывать о том, что дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых в дошкольном возрасте не развиты временные различения. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время.
Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность.
Педагоги – психологи, специалисты в вопросах психологии управления, психологии личности, а также воспитания, обучения и развития детей. Тарабарина Т. Н., Кошапов Р., Лебеденко Е. Н изучая эту тему, пришли к выводу, что освоение детьми временных понятий протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, поэтому начинать работу по формированию временных представлений у детей необходимо с младшего дошкольного возраста.
Этот вид восприятия времени проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому мы в своей работе, используем методы наглядности, с помощью серий картин объясняем смену времён года и времени суток.
В средней группе при формировании временных представлений мы используем методы :
-наглядные ( показ: иллюстраций,, моделей)
-словесные (отгадывание загадок);
-практические (игры)
Используем все методы, но предпочтение отдаем практическому методу, в частности методу моделирования. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость).
В средней группе работа по формированию временных представлений включает в себя следующие задачи:
1. Расширять представление о временах года, закреплять их названия, формировать представление о последовательности времен года.
2. Формировать представление о последовательности частей суток, их сменяемости, раскрыть понятие «сутки», не раскрывая количественной характеристики суток (24 часа).
3. Формировать представление о частях суток - учить определять части суток по их разнообразной деятельности и по объективным показателям;
4. Формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра.»
1. В средней группе продолжаем работу по формированию представлений о временах года и их последовательности.
С признаками времён года мы знакомим детей не только в игровой форме, но и в специально организованной деятельности. Следует отметить, что знание частей суток и последовательность времен года, взаимосвязаны между собой:
- наблюдаем за явлениями и изменениями в природе; «Листопад», «Хмурая осень», «Наблюдение за приметами золотой осени», «Наблюдение за снегопадом»,»Наблюдение за весной»,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, загадки,
- беседы,
- продуктивная деятельность лепка дерева
- сравнение текущего времени года с прошедшим (осень с летом, зиму с осенью, и т. д. ,
- заучивание стихов и разучивание песен.
-дидактические игры и упражнения:
- «Выбери одежду, которую можно носить зимой (осенью и т. д.)»
-«Посели животных в лес».
Игры с разными моделями времен года :
-«Когда это бывает».
Подвижные игры:
-«Живые загадки» (
-Игры с Капа и Тоша. При изготовлении игры учитывался гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
С целью усвоения детьми последовательности времен года, их сменяемости мы используем авторский календарь природы, части суток, времена года изображены в виде круга. По сезонно изменяются картинки, стихи, загадки. Каждая часть определенного цвета и соответствует определенному времени года : Зима – светло-голубого цвета, весна - светло-зеленого, лето- красный, осень – желтый.
Модель «Дружная семейка»
- Назови соседей лета;
- Назови все времена года, начиная с осени;
- Подбери месяцы, каждому времени года. (Осень, зима, весна, вечер);
- Кто потерялся? (дети находят ошибку в расположении месяцев)
Таким образом, развитие представлений о времени у детей среднего возраста, теснейшим образом связаны с их конкретным, житейским образом, с их эмоциональными переживаниями.
2. Формируем представления о последовательности частей суток, их сменяемости, раскрываем понятие «сутки», не раскрывая количественной характеристики суток (24 часа).
Слово «сутки» должно выступать как обобщение, т. е. сутки состоят из 4 частей, что отсчет последовательности частей суток можно проводить с любой из них. С этой целью можно использовать модель «Сутки» в виде круга со стрелкой.
С целью усвоения детьми знаний о последовательности частей суток мы используем игры с моделями частей суток:
- Назови соседей утра;
- Назови одним словом (утро, день, вечер, ночь)
- Четвертый лишний (Утро, день, вечер, зима)
- Отгадай загадку и продолжи части суток после отгадки;
- Наведи порядок (ребенку предлагается выложить картинки или карточки-модели последовательно, начиная с любой части суток).
Для закрепления понятия «сутки» используем и такой прием : одновременный показ 4 картинок одного и того же пейзажа в разные части суток.
3. Работая над точным распорядком дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака и т. д. создают реальные условия для формирования представлений о частях суток. Называя часть суток, мы перечисляем соответствующие ему виды деятельности детей : «Сейчас утро. Мы пришли в детский сад, сделали гимнастику, и теперь будем завтракать».
- Рассматриваем иллюстрации с содержанием деятельности как приближенной к опыту детей, так и с более широким содержанием (деятельность взрослых в разные части суток).
Для закрепления знаний о частях суток мы используем словесные игры:
- «Отгадай загадку»;
- «Назови пропущенное слово» (Идем в детский сад – утром, а из садика - …; Завтракаем – утром, а ужинаем… ;воспитатель пропускает название частей суток, дети дополняют).
- «Не ошибись»
- «Назови часть суток по картинке».
Подвижные игры
- «Покажи, что назову» (воспитатель называет часть суток, дети показывают характерную для этого времени деятельность)
4. Работаем над формированием представлений о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
С целью формирования представления о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и правильного употребления их в речи, используем приемы : связывать время, характеризующееся этими словами с каким-нибудь эмоционально окрашенным для детей событием, о котором три дня напоминать детям.
Поэтому нужно как можно чаще пользоваться этими словами и стараться побуждать к этому детей. Для этого ежедневно задавать детям вопросы:
- Когда мы рисовали?
- Что мы видели сегодня (вчера?
- Куда мы пойдем завтра?
- Какое у нас сегодня было занятие?
- Завтра суббота – выходной день. Вы завтра придете в детский садик?
- Сколько мальчиков и сколько девочек пришло сегодня в садик?
5. Взаимодействие с семьей.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Владимир Александрович Сухомлинского
Работа по взаимодействию с семьей осуществляется через
Буклеты это одна из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.
«Роль режима дня в жизни ребенка дошкольного возраста»;
«Значение летнего отдыха в процессе развития речи детей»;
«Зимние прогулки с ребенком в выходные дни»;
«Значимость развития временных представлений у детей 4-5 лет»
Чтобы ознакомить родителей с определенной темой мы оформляем
папки – передвижки. Их названия связано с тем, что весь материал в папке может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. С интересом родители изучили папки – передвижки «Времена года», «Режим дня», которые объяснили,родителям как расширить и закрепить знания детей.
- «Знакомим детей с понятием «время»».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование представлений о времени имеет для детей среднего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.