Департамент труда и социальной защиты
Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11 Рисование при помощи песка приобретает все большую популярность в современной практической психологии. Этот метод отличается от других видов арт-терапии своей простотой: работа с песком не требует специальных умений, а созданные образы можно корректировать столько раз, сколько потребуется. Взаимодействие с природными материалами и возможность разрушать и создавать композицию заново также благоприятно влияют на психику. Психолог Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла» (РЦдИ «Ремесла») Екатерина Шарыпова рассказала об истории песочной терапии и о том, как эта практика реализуется в центре.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Рисование карандашами
- Рисование красками
- Рисование песком и на песке
- Темочки
Из истории метода
Первые упоминания о работе с песком как об игре, помогающей развить воображение и справляться с эмоциями, относятся к XX веку и принадлежат детскому психологу Маргарет Ловенфельд. Она вдохновилась книгой «Игры на полу» Герберта Уэллса и полностью перенесла игровой процесс с мелкими фигурками на песок. С годами терапия менялась, поэтому сейчас по сравнению с первоначальными вариантами она отличается гораздо большей динамичностью и широтой использования. Но некоторые качества, которые всегда были присущи этому виду психокоррекции, остались неизменны: к ним относятся увлекательный для детей формат игры, а также возможность для людей всех возрастов задействовать свое воображение.
Необходимые «инструменты»
В песочной терапии используется песок двух видов: кинетический и кварцевый. Кинетический песок хорошо держит форму, считается экологически безопасным, никогда не засыхает и не боится воды. Такой песок прекрасен в работе с детьми и взрослыми, чья центральная нервная система имела нарушения или была повреждена. Особенно такой песок полезен в реабилитации людей после инсультов для восстановления мелкой моторики и чувствительности рук. Второй вид песка — кварцевый, он рассыпчатый, мелкий и приятный на ощупь. На таком песке удобно рисовать, также его часто используют в качестве настила.
Почему выбирают песочную терапию
«Уникальность метода заключается в том, что, играя с фигурами на песке, человек отключает свои защитные механизмы», — поясняет Екатерина.
Метод применяется для работы с людьми всех возрастов. С помощью песочной сказкотерапии развиваются коммуникативные навыки, воображение, умение видеть причинно-следственные связи и делать правильные обобщения. И взрослым, и детям работа с песком помогает уменьшить уровень тревожности, стабилизировать психоэмоциональное состояние, проработать свои страхи и фобии.
«На базе нашего центра мы разработали программы, адаптированные для детей и взрослых с особенностями развития „В руках ребенка куклы оживают“ и „Волшебный мир песка и сказки“, которые позволяют людям разных возрастов научиться лучше понимать свои эмоции, а также развивать мелкую моторику, память и мышление», — рассказывает психолог.
Человеку открывается возможность заглянуть в свое подсознание и по-новому посмотреть на привычные ситуации. Это помогает лучше находить выход из трудных жизненных обстоятельств, решать внутриличностные проблемы и формировать новые позитивные установки. 2243370-11
Противопоказания
При всех значительных плюсах работы с песком существует ряд противопоказаний для занятий, о которых лучше знать заранее: индивидуальная непереносимость, аллергические реакции при взаимодействии с песком и некоторые психиатрические диагнозы, связанные с навязчивыми состояниями, бредовыми идеями и галлюцинациями. При наличии таких диагнозов до начала любой терапии обязательна консультация со специалистом.
Песочная терапия на практике: с психологом и дома
В РЦдИ «Ремесла» психолог использует для работы кварцевый песок, различные мелкие фигурки (например, маленьких человечков, зверей, домики, машинки, а также камушки и ракушки, сенсорную песочницу, обладающую цветовым дном, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние посетителей и является помощником в построении сюжетной линии на песке.
Екатерина поделилась своим опытом проведения сеансов песочной терапии: «Я работала с мальчиком с недоразвитием речи, которому воссоздание сюжетов из русских народных сказок на песке помогло улучшить навыки запоминания, научиться рассказывать о событиях в нужной последовательности, рассуждать и уверенно представлять свою работу». Важно не забывать о технике безопасности: песок и все элементы, участвующие в творческом процессе, должны проходить периодическую санитарную обработку.
Если песочная терапия используется как метод психокоррекции глубинных процессов, контроль специалиста является обязательным. Самое главное в такой терапии — добиться согласованного взаимодействия психолога и консультируемого человека, чтобы работа приносила максимум пользы.
При этом работу с песком можно организовать и дома, если она нужна в первую очередь для развития мелкой моторики, коммуникативных навыков, памяти, мышления, умения ставить цели и достигать их.
Чтобы создать все необходимые условия для творчества, потребуется большой ящик, песок (в домашних условиях лучше использовать кинетический — он функциональнее и лучше подходит с точки зрения санитарно-гигиенических аспектов, а также маленькие фигурки, формочки, совок и камушки.
Важно помнить, что все занятия с детьми должны совершаться под контролем родителей во избежание попадания мелких частиц песка и деталей игрушек в дыхательные пути ребенка.
Справочно
По вопросам комплексной реабилитации в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла» обращайтесь по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 1124 или по телефонам центра: 8 (499) 710-02-36; 8 (499) 710-23-33; 8 (499) 710-02-32.