Елена Нефедова
Рисование как средство развития графических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.
Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
Публикация «Рисование как средство развития графических навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.);
развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, также с помощью графических упражнений).
В педагогической системе воспитания дошкольников существенное место занимает умение рисовать. Оно несёт важную смысловую нагрузку
во всестороннем развитии личности. При рисовании у ребенка происходит развитие и совершенствование художественного вкуса, активизируется наблюдательность, обостряется процесс эстетического восприятия и эстетических эмоций, укорено развивается процесс творческих способностей, умений доступными средствами самостоятельно создавать что-либо красивое.
Самостоятельная художественная деятельность помогает ребёнку постепенно подойти к пониманию сущности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства.
Выполняя трудовые манипуляции над рисунком, ребенок учиться контролировать свои действия через представление изображаемого им объекта, оценивать их. Невероятно важно уметь выразить свойства предмета в его графической форме на плоскости, подчинить движение своей руки задуманной задаче изображения объекта. Детей следует учить технике рисунка, но тактично, ненавязчиво и без фанатизма. Освоение техники выступает очень важной задачей, которую ребёнку необходимо освоить самостоятельно.
Дети испытывают серьёзные затруднения в создании изображения конкретных объектов, если они не овладели навыками графики. В нашей реальной действительности доступно множество средств выразительности для овладения графическими умениями и навыками, но чаще творческий процесс развития ручной умелости заменяется общением с искусственным интеллектом. Нет, мы не против развития прогресса, а, говорим о том, что его воздействие на ребенка должно быть разумным и не заменять собой работу с художественными материалами однообразным нажатие кнопки. Недоразвитие ручной умелости ведет к тому, что ребёнку не удаётся изобразить то, что хочется, это вызывает недовольство собой, а, в худшем случае, вообще отказ от графического рисования. Следует поощрять детей, которые, не зная технических приемов рисования, пытаются найти их сами, тем самым демонстрируя задатки частично – поисковой деятельности, следовательно, формирования стадии самостоятельности, которая так важна в дальнейшем.
Рисование - универсальная продуктивная деятельность, направленная на гармонизацию и всестороннее развитие психической и физиологической стороны личности ребенка, оно интегративно взаимосвязано другими видами деятельности познавательной и развивающей направленности. При комплексном подходе к работе ребенок успешно начинает овладевать знаниями, заявленными в рамках программы.
В процессе этих занятий с успешным результатом педагог продолжает целенаправленно развивать руку ребенка, систематизирует и доводит до автоматизма умения и навыки владения приемами рисования, работы с изобразительными инструментами. Но основополагающей задачей будет развитие графо – моторики, овладение элементами письма через графический рисунок, где для поддержания интереса ребенка и профилактики психо – эмоционального стресса сохраняется применение сюжета, композиционного построения, игровая мотивация, цветовая окраска работы, нетрадиционный подход к поиску приемов для придачи живости, уникальности и самобытности результата работы.
Таким образом, процесс овладения навыками письма требует от ребенка физических, интеллектуальных и эмоциональных усилий. Не допустима перегрузка и переутомление, они могут сформировать негативное отношение к овладению графо – моторным навыкам. Именно по этой причине в детском саду важен процесс подготовки руки к письму с использованием различных методов и приемов игрового характера без механизации через рисование, а это средство к естественному самовыражению ребенка, его предпосылки залажены изначально самой природой.