Надежда Платонова
Рисование и развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование и развитие речи дошкольников
Процесс создания рисунка у ребенка тесно связан с речью ребенка. Психолого – педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества (в большей степени это касается изобразительного творчества и игры) показывают, что процесс рисования детьми различных игр, как правило, сопровождается речью (И. Игнатьев, Т. С. Комарова и др.). Дети называют предметы, которые изображают, объясняют действия и поступки героев, вступают в диалог с партнерами по игре, рассказывают, что как и почему происходит в рисунке. Называя, что он рисует и что будет изображать за этим, ребенок как бы планирует свою деятельность, устанавливает последовательность действий по созданию образов. Такие рассуждения помогают дошкольнику выделять в предметах их признаки. Е. И. Игнатьев считает, что необходимо воспитывать у детей умение рассуждать, сравнивать, называть изображаемое. «Воспитание умения правильно рассуждать, - пишет он, -в процессе рисования очень полезно для развития анализирующего и обобщающего видения ребенком предмета и всегда приводит к совершенствованию изображения. Чем чаще включается рассуждение в процессе анализа изображаемого предмета, чем систематичнее этот анализ, тем скорее и лучше достигается правильное изображение. Умение ребенка словом обозначить признаки предметов содействует правильности и точности изображения им каждой линии, каждого штриха.»
Публикация «Рисование и развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Исходя из этого необходимо поощрять высказывания детей в процессе изображения, поощрять общение детей, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут понадобиться. Анализ детьми работ сверстников, самоанализ по окончании процесса рисования так же помогает развитию речи.
Называние предметов, явлений, их словесное описание, проговаривание ребенком процесса создания изображения, его оценка, умение сказать, что получилось и что не получилось и почему, не толь развивает речь детей. Все это способствует глубокому осмыслению процесса изображения, пониманию того, как достичь более высокого результата. Таким образом, речь и процесс изображения взаимосвязаны и взаимообогащают друг друга, способствуя развитию мышления.