галина харина
Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы»
Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гете
Публикация «Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Поэтому экологическое образование и воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. В своей деятельности приоритетным направлением считаю экологическое воспитание дошкольников, поэтому тема моей работы «Развитие познавательных интересов детей старшего возраста посредством природы». В процессе работы я поставила перед собой цель: развить познавательные интересы детей посредством природы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе для развития познавательных интересов детей.
2. Сформировать элементарные экологические представления о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
3. Развить у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе развития познавательных интересов у детей посредством природы. Работу начала с анкетирования родителей. С помощью анкетирования провела оценку отношения родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье, в которую я включила вопросы на выявление представлений о познавательных интересах детей посредством природы. Выяснила, что 5 родителей из 15 находят время, для развития познавательных интересов детей посредством природы, а 10 родителей не уделяют этому внимания. (Приложение №1). Для дальнейшей своей работы провела опрос детей, чтобы определить уровень познавательного интереса детей к природе. Результат опроса показал, что дети моей группы имеют низкие показатели (Приложение №2). Начала с пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе, также обратила внимание на территорию детского сада, подобрала литературу. Опираясь на комплексно-тематическое планирование, составила перспективный план работы с детьми и родителями (Приложение №3). Я считаю принцип регионизации основным, потому что он предполагает знакомство с природным ландшафтом нашего поселка и климатическими особенностями. В рамках реализации программы по краеведению «Мой край родной» этот принцип активно осуществляется. Особое место я уделила развивающей предметно-пространственной среде в группе. Оформила уголок природы, в котором собрала макеты по экологическим зонам. Оформила несколько видов календарей: сетка с использованием условных обозначений, для наблюдений за явлениями природы и отрывной. Отрывая листок календаря каждый день, дети учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года. В любой сезон в уголке природы для моих детей найдётся дело. Особое внимание детей привлекает организованный огород на окне «На солнечной полянке». Здесь я знакомлю детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Мои дети являются хозяевами огорода в течение всего года. Они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду. Весной дети рассаду высаживают на огород, который располагается на участке детского сада. В процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Такая форма работы позволяет выявлять и развивать в ребенке новые способности, развивать гуманистические и эстетические черты личности ребенка, способность сопереживать, бережно относиться к вещам не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что это материалы, взятые из природы, и собирают урожай. Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада. Работая в цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. Свои впечатления дети заносят в дневники наблюдений за ростом растений. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений, замечают изменения в развитии растений : семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, я подчеркиваю, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень: петрушку, зеленый лук, укроп и т. д. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так я воспитываю навыки экологической культуры. (Приложение №4). В группе оборудовала центр науки «Лаборатория Чебурашки». Лаборатория, оборудована для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формированию у них научного мировоззрения. В лаборатории собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе : колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т. д. Разнообразные коллекции: минералов, почв, камней. Природный материал : кора деревьев, ракушки, шишки, желуди. Постепенно «лабораторию» пополняю новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Дети учатся узнавать, не только из чего сделаны предметы, но и их разновидность. В работе я использую все разновидности экспериментов: случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное). Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные). Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). Эксперименты провожу не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном провожу при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой. Прежде чем приступить к их проведению я вместе с детьми составляла план предстоящей деятельности. Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта). Свои результаты дети фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки. Во время исследований использую элементы театрализации. Используемые игровые приёмы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Совместно с детьми разработала и реализовала проект: «Волшебница Вода». В рамках этого проекта я уточнила и расширила представления детей о воде : ее свойствах, природных состояниях и роли в жизни человека; закрепили правила безопасного поведения в природе. Организовала выставку плакатов: «Берегите воду». Проводили разнообразные опыты с водой: «Водоворот», «Чудесные спички», «Как очистить воду». Разработала «Копилку опытов», под рубрикой «Юный исследователь». Цель состоит в том, чтобы предоставить ребёнку возможность действовать с разными предметами, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, помогая в этом своим участием. Таким образом, экспериментальная деятельность, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение (Приложение №5). В центре книги «Почитай-ка» подобрала книги, картины, журналы, которые способствуют развитию познавательного интереса к природе. Каждый месяц дети самостоятельно делают «книжки-малышки», тем самым пополняя библиотеку. Так же оформила альбомы с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, прогулок, игры, семейных фотоальбомов на темы: «Не бросайте мусор, где попало!», «Как мы отдыхаем на природе» (Приложение №6). Оформила уголок «Наша Родина», где дети узнают информацию об охране окружающей среды, о редких животных, о связи человека и природы (Приложение №7). В группе оформила театральный уголок, в котором подобраны разные виды театров (пальчиковый, перчаточный, конусный, с помощью которых дети обыгрывают сценки, дети самостоятельно импровизируют, перевоплощаются в образы разных героев, что способствует развитию эмоций у детей. «Три поросенка», «Как звери готовились к зиме» и т. д. Через создание интересных игровых ситуаций и сюжетно – ролевых игр: «Происшествие в лесу», «Мы – спасатели» стараюсь вовлечь детей в решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт, умения и навыки бережного отношения к природе. Подобрала дидактические и настольно – печатные игры, а также игры, сделанные своими руками совместно с детьми (Приложение №8). Непосредственно образовательную деятельность провожу с использованием наглядного материала, индивидуального раздаточного материала. Все занятия начинаю с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь. При подборе материала для проведения непосредственно образовательной деятельности, я ориентируюсь на то, что наши дети не только любознательны, но и очень подвижны, их внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, телевизионного сопровождения. Это разнообразные игры, фильмы о животных, природных явлениях, презентации. Мною составлены презентации «Космос», «Жители леса», «Подводный мир», «Комнатные растения», «Царица водица». В занятия по ознакомлению с окружающим миром включаю разнообразные экологические дидактические игры: «Кто, где живет?», «Что растет?», «Что, кто лишний?», «Экологические цепочки», «Кто с кем дружит?», «Лесной дом», широко использую игры с природным материалом, словесные игры. В течение каждого занятия предусматриваю время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 2-4 минуты. Содержание таких физминуток подбираю, опираясь на тематику занятия и ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз, использую проговаривание чистоговорок с движениями, упражнения для язычка. В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задаю вопросы: «Что нового вы сегодня узнали?», «Чему вы сегодня научились?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен детьми материал. Большое внимание уделяю прогулкам. Содержание прогулок включаю: наблюдение, художественное слово, подвижную игру, трудовую деятельность, исследовательскую деятельность и индивидуальную работу. Также провожу циклы наблюдений эстетического характера, в которых дети учатся замечать красоту растений и окружающего мира. Разработала прогулочные карты для старшей и подготовительной группы на основе материала И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» и Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей 5-6 лет, 6-7 лет». Данную литературу я брала за основу и обрабатывала с учетом регионального принципа и возможностями нашего детского сада, также включала в прогулочные карты художественное слово, соответствующее программе, по которой работает наше дошкольное учреждение, подвижные игры, рекомендованные руководителем физического воспитания, исследовательскую деятельность и трудовую деятельность (Приложение №9). Свою работу по развитию познавательных интересов старших дошкольников посредством природы, я осуществляю во взаимосвязи со специалистами ДОУ. Музыкальный руководитель разрабатывает сценарии, подготавливает инсценировки, экологические праздники, сопровождает экологические игры. Педагог по изобразительной деятельности закрепляет материал экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки. Учитель-логопед составляет тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности с учётом экологической направленности. Старший воспитатель ознакомил с существующими программами и методиками экологического образования (Приложение №10). Не только в моей группе созданы условия, в холле имеются стенды для детского творчества «Берегите природу», «Природа глазами детей» и др. А также проходят выставки поделок из природного и бросового материала (Приложение №11). На территории детского сада развешаны кормушки, которые круглый год привлекают пернатых и позволяют мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами. Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для оформления холла. (Приложение 12). Работая с детьми, воспитываю в каждом ребенке любовь кприроде и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Очень важным является вовлечение родителей в процесс воспитания. Я стараюсь, чтобы они были не просто слушателями и созерцателями, а активно участвовали в развитии познавательных интересов детей. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении центра науки необходимыми материалами, в выставках из природного и бросового материала и в экологических акциях «Чистая березовая роща», «Берегите свет». В ходе бесед, консультаций, родительских собраний, открытых мероприятий привлекла внимание родителей к изучаемой теме. После проделанной работы у родителей повысился интерес к вопросам развития познавательных интересов детей посредством природы. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Эффективное средство работы с родителями, это размещение информации в уголке «Это интересно» консультации, брошюрки, папки - передвижки. С помощью родителей выпускается экологический журнал «В гостях у Красной шапочки», где дети принимают непосредственное участие. Каждый номер посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни». (Приложение №13). Кроме образовательной деятельности я участвую в реализации различных проектов: совместно с детьми и родителями были реализованы проекты по теме: «Огород на окне», «Большое космическое путешествие», «Подводный мир», «Царица водица». Участвовала в смотре-конкурсе уголков экспериментирования. Для коллег представила ряд открытых мероприятий по теме: «Роль экологического воспитания дошкольников». На педсовете ДОУ выступила с презентацией по теме: «Роль экологического воспитания дошкольников». Принимала участия в семинарах и прошла повышение квалификации (Приложение №14). В результате проведенной работы мной получены следующие результаты:
1. В группе пополнилась предметно-пространственная среда для развития познавательных интересов детей.
2. У большинства детей сформировались элементарные экологические представления о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
3. Дети научились самостоятельно пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
4. Родители стали более компетентны в вопросе развития познавательных интересов у детей посредством природы.
Оценка исходного уровня достижений и изменений, произошедших, в результате работы по развитию познавательных интересов дошкольников производилось при помощи опроса детей в ходе занятий, в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Данные моих наблюдений согласовывались с экспертной оценкой старшего воспитателя. Результаты уровня познаний детей за период 2014- 2015 гг. (Приложение №2).
Планы на перспективу:
• Продолжать работу в данном направлении, для достижения более высоких результатов;
• Активно использовать проектную деятельность в данном направлении;
• Принимать активное участие в экологических конкурсах.