Наталья Виктор
Консультация «Решение речевых расстройств детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье автор раскрывает проблемы современных
дошкольников, имеющих речевые нарушения, которые можно решить при
объединении усилий работы специалистов, при совместных действиях
воспитателей и родителей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, родной язык, речевые нарушения,
сотрудничество, совместные действия.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в
общей системе педагогической работы по обучению родному языку.
Дошкольный возраст - уникальный период для личностного развития, но
Публикация «Консультация „Решение речевых расстройств детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
существует проблема речевого развития под влиянием различных факторов и
заслуживает особого внимания. Нарушения речи многообразны: ребенок
поздно начинает говорить, фразовая речь развивается с опозданием,
недостаток звукопроизношения и др., они проявляются на любом этапе
возрастного развития - это нарушение произношения, грамматического строя
речи, бедный словарный запас и не соответствует возрастной норме, не
развито фонематическое восприятие. А дефицит общения дошкольников со
взрослыми приводит к нарушениям коммуникативной функции, что также
влияет на развитие связной речи. Речевое развитие детей дошкольного
возраста включает владение устной речью как средством общения и
культуры, знакомство с книжной культурой, овладение конструктивными
способами взаимодействия с окружающими.
На речевые расстройства влияют различные факторы, но большую роль
играют социальные условия - это эмоционально - положительное окружение,
развивающая речевая среда (пример речи взрослых, взаимодействие и
общение со взрослыми и родителями. Из наблюдений за взаимодействием
детей замечено, что многим детям на современном этапе становится трудно
воспринимать информацию на слух, т. к. они не могут удержать предыдущую
фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детямнеинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не
в состоянии понять текст в целом. Поэтому важное направление в
повседневной логопедической работе:
- развитие слухового восприятия для умения сосредоточиться на звуке, без
этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь других;
-развитие чистого звукопроизношения, речевого дыхания;
-развитие мелкой моторики (двигательная активность).
Слуховое восприятие - это развитие фонематического слуха, для развития
которого используются игры, слушание музыки, звуков природы.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу
речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного
языка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его
от дефектно произносимого, знать из каких частей состоит слово является
важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в
дальнейшем и овладением грамотой. Поэтому в работе логопеда должно
быть достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития
слухового внимания и фонематического слуха. Для правильного
произношения звуков важным является и развитие артикуляционного
аппарата, с этой целью используются различные звукоподражательные игры:
жужжание насекомых, шум деревьев и т. д. Источником образования звуков
речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной
громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её
интонационной выразительности. В четком произношении звуков важная
роль принадлежит развитию мелкой моторики – это двигательная активность
не только всего организма, но и отдельных его частей, которые укрепляют
мышцы артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе. Всем
известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику: работа по
развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только
ловкость рук, но и речевое развитие у детей; улучшить качество речи,
четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у
детей интерес к познанию нового и интересного.
Перечисленные речевые нарушения не могут быть делом только логопеда,
речевые задачи должны решаться комплексно всеми педагогическими
работниками, работающими с детьми. Мы хотим предложить модель
сотрудничества логопеда, специалистов, воспитателей и родителей в
целостном педагогическом процессе. Деятельность каждого специалиста
позволит сформировать единый речевой режим в
дошкольном
образовательном учреждении при активной поддержке родителей. Итак,логопед занимается устранением недостатков речи, ему помогают
воспитатели при решении программных задач по развитию всех сторон речи
не только на занятиях, но и в повседневной жизни, используя речевые игры и
упражнения, наглядное моделирование, мнемотаблицы по обучению связной
речи, игровые ситуации, организация диалога, элементы театрализации.
Развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти,
мышления) ребенка дошкольного возраста требует создания условий для
успешного овладения знаниями и умениями. Педагог-психолог может
выполнять упражнения на развитие психических процессов, развитие мелкой
моторики, релаксационные упражнения и др. ; инструктор по физической
культуре развивает общую и мелкую моторику, используя игры с речевым
сопровождением, проводит упражнения на дыхание, мышечную релаксацию,
способствуя развитию координации речи и движения. И главные участники
образовательного процесса – родители, которые закрепляют проводимую
работу в детском саду, используя речевые игры и упражнения в кругу семьи.
Модель сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей
РЕБЕНОК
• Родители
• Воспитатели
• Медсестра
• Инструктор по ФП
• Учитель-логопед
• Педагог-психолог
• Музыкальный работник
Опыт нашего детского сада подтвердил, что эффективным средством
является сотрудничество специалистов и воспитателей, используя различные
виды детской деятельности: игры и упражнения с движением, упражнения на
развитие мелкой моторики, массаж пальцев, динамические паузы и др. И
главное обогащение речи специалистов, воспитателей и родителей.
Используемая литература
1 Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего
дошкольного возраста в условиях логопункта/сост. О. Н. Киреева. -
СПб. :ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2016.-112с.
2. Краузе Е. Логопедия. -СПб. : Издательство "Корона. Век",2017.-208с. ,ил.
3. Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой
моторики и познавательных процессов у дошкольников. -СПб. :ООО
"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2016.-64с.