Людмила Викторовна
Использование мультисенсорной программы Нумикон в работе воспитателя в условиях группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется опыт использования мультисенсорной программы «Нумикон» в работе с детьми с ОВЗ в условиях комбинированной группы ДОУ.
Нашу группу посещают дети как с речевыми нарушениями с нормой развития интеллекта, так и с нарушениями интеллекта разной степени (расстройство аутистического спектра, с. Дауна).
Публикация «Использование мультисенсорной программы Нумикон в работе воспитателя в условиях группы комбинированной направленности» размещена в разделах
«Нумикон» – мультисенсорная программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать и соотносить их с соответствующими числами. Так же особенностью этой системы является гибкий и в то же время всесторонний подход к обучению детей с интеллектуальными нарушениями. А так как в работе с такими детьми важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, подключая движение и речь, мы довольно часто используем его в работе учителя-логопеда, психолога, воспитателей.
Возможности использовании программы «Нумикон» очень разнообразны. Он позволят развить интеллектуальные способности малыша, его речь, улучшить коммуникативные способности с окружающим миром.
Опираясь на сильные стороны в обучении детей с ОВЗ, можно наиболее успешно спланировать учебный процесс и содержание учебного материала. Прежде всего, следует отметить, что детям с ОВЗ присущи относительно хорошее зрительное восприятие, зрительная память и способность к наглядному обучению, поэтому на занятиях необходимо использовать наглядную опору - демонстрационный и раздаточный материал. А так как все шаблоны и детали имеют разную форму и цвет, это задействует в образовательном процессе еще и сенсорные возможности малыша.
В работе Нумикон мы используем, в первую очередь, для активизации речи. Дети с удовольствием манипулируют с деталями во время обучения, визуализируют материал, слышат его название, проговаривают названия деталей.
- Нумикон используется нами для развития связной речи у детей. Дети сначала с удовольствием строят, а затем рассказывают своей постройке. С помощью выкладывания штырьков на белой поверхности дети определяют количество слов в предложении, звуков в слове, разноцветные штырьки, дают возможность использовать Нумикон для развития звукового анализа и синтеза.
-Удачно нами Нумикон используется для развития понимания и употребления пространственных предлогов, для уточнения точного словесного указания направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д., для упражнения в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
-Так же, Нумикон применяется нами для совершенствования грамматического строя речи, для закрепления правильного согласования числительных с качественными прилагательными и существительными.
- Еще, работая со специальными штырьками, развивается мелкая моторика рук, положительно сказывающаяся на речевом и интеллектуальном развитии ребенка.
-Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений рук и, как следствие, способствует развитию межполушарного взаимодействия.
- Благодаря манипулированию с деталями, закапыванию форм Нумикона в сухой бассейн, отыскиванию на ощупь в «волшебном мешочке», игре с ними с закрытыми глазами, сравниванию у детей постепенно формируются зрительное и тактильное представление. Помимо этого, закрепляются знания основных цветов, словарь обогащается новыми терминами и понятиями.
Нумикон идеально подходит для работы с детьми с нарушениями речи, в том числе с алалией, с расстройствами аутистического спектра, он помогает преодолевать сенсорную недостаточность детям с ДЦП, привлекает детей с болезнью Дауна.