Валентина Порывкина
Логические задачи по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: -Учить детей решать задачи,используя символы.
-Развивать логическое мышление,внимание,воображение.
Прежде,чем начать решать логические задачи нужно познакомить детей с кодовыми карточками для блоков Дьенеша (См. :Фидлер М. Математика уже в детском саду. М. ,1981г.)Используя такой или частично изменённый "алфавит",учим детей решать логические задачи.
Публикация «Логические задачи по математике» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2015
1. Проводим предварительную игру. Дети рассматривают пуговицы (вырезанные из цветного картона,разложенные на столе. Какие могут быть пуговицы?Делаем вывод:пуговицы могут быть зелёные,желтые,синие,большие и маленькие,с одной,двумя и четыремя дырками. Затем выкладываем 16 кодовых карточек и 18 пуговиц.
После этого детям предлагаем задачу:"Какую пуговицу потеряла Маша?"
Задача:Маша потеряла пуговицу:она не зеленая и не желтая,не с одной и не с двумя дырками,не большая.
Решение задачи:Если она не зеленая и не желтая -> значит синяя,не с одной и не с двумя дырками -> значит с четырьмя дырками,не большая -> маленькая.
Ответ:Маша потеряла синюю,с четырьмя дырками,маленькую пуговицу.
Дети находят среди 18 пуговиц,указанную в ответе пуговицу.
2. Кто где живет?
Задача:Мишка,Белка и Зайка живут в трехэтажном доме на разных этажах. Зайка живет на первом этаже,Белка-не на первом и не на втором,Мишка-не на третьем. Кто на каком этаже живет?
Для этой задачи требуется 6 кодовых карточек,а также карточки с изображением героев и дома.
Решение задачи:Зайка живет на первом этаже,Белка не на первом и не на втором -> значит на третьем. Мишка не на первом этаже -> значит на втором.
Ответ:Зайка живет на первом этаже. Белка на третьем. Мишка на втором.
3. Где чей домик?
Три поросенка Ниф-Ниф,Наф-Наф,Нуф-Нуф построили три домика вдоль дороги. Ниф-Ниф поселился не во втором и не в третьем домике. Нуф-Нуф- не в первом, а Наф-Наф - в третьем. Кто в каком домике живет?
Для решения этой задачи требуется 6 кодовых карточек,домики и картинки с персонажами сказки.
Решение задачи:Ниф-Ниф живет не во втором и не в третьем домике -> значит в первом,Нуф-Нуф-не в первом,значит во втором. Наф-Наф в третьем.
Ответ:Ниф-Ниф - в первом. Нуф-Нуф -Во втором. Наф-Наф-в третьем.
4. В каком доме живет гном Вася?
Рассматриваем дома. Какие они могут быть? Дома могут быть желтыми,зелеными,красными,с двуми и одним окошками,маленькие и большие.
Задача:Где живет гном Вася,если его дом не желтый и не зеленый,не с одним окошком и не маленький?
Для решения этой задачи требуется 14 кодовых карточек,дома и гном Вася.
Решение задачи:Если дом не желтый и не зеленый -> значит красный,не с одним окошком->значит с двумя,не маленький->значит большой.
Ответ:Гном Вася живет в красном,большом доме с двумя окошками.
Дети находят дом среди других домов.
Дети 6-7 лет с удовольствием решают такие задачи. Их можно решать в конце занятия по ФЭМП,вне занятий,на кружке и т. д.
Предлагаю еще задачи:
-Маше мама купила котенка:не черного и не полосатого,не с зелеными и не с желтыми глазами,не коротким хвостом. Какого котенка купила мама?
Для решения этой задачи требуется 16 кодовых карточек,котята. Очень интересно найти указанного котенка среди других.
- Под какой собачкой находиться подарок,если она не с пятнами и не белая,не желтыми и не с зелеными глазами,не с длинным хвостом.
Для решения этой задачи требуется 16 кодовых карточек и собачки. Очень интересно найти указанную собачку среди других и подарок.
По такой аналогии можно составить много интересных задач. Желаю удачи!