Приложение МААМ

Релаксационные техники для педагога

Екатерина Маркина
Релаксационные техники для педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Релаксационные техники для педагога, с помощью которых можно частично или полностью избавляться от физического и психологического напряжения.

Уважаемые коллеги! Когда речь идет о гуманистическом подходе в обучении, то зачастую педагог предстает неким идеальным существом, которое никогда не раздражается, не испытывает ряд переживаний. Но, тем не менее, не секрет, что наша профессия является одной из самых стрессогенных.

Сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.

Публикация «Релаксационные техники для педагога» размещена в разделах

Стресс – нормальная реакция психики на ситуации сильного эмоционального напряжения, может играть мобилизующую роль, а может и тормозить психические процессы, сковывать их. Наиболее часто рекомендуют прибегать к психотерапевтическим упражнениям, которые не только повышают работоспособность педагога, но и позволяют сохранить свое психическое здоровье, управлять своим состоянием.

Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление.

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.

Сегодня актуальны методы саморегуляции, которые отвечают следующим требованиям: просты в усвоении; понятны специалистам, не имеющим психологического и медицинского образования, понятен механизм их действия на психику и тело; могут быть использованы в течение рабочего дня, на рабочем месте; не имеют противопоказаний; не требуют для выполнения много времени (экспресс-методы); могут быть использованы для работы с личными проблемами; не требуют специального оборудования и помещения.

Тереза Лемонд рекомендует использовать следующие активные дистракторы (переключатели внимания) :

- «кофейный» перерыв;

- игрушки, снимающие напряжение во время стресса (шарики суджоу);

- расслабление тела путем чередования напряжение и релаксации.

Некоторые простые упражнения также могут оказаться полезными:

- сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь;

- дайте отдых мозгу, вспоминая что-то смешное или не имеющее отношения к работе;

- попробуйте взглянуть на проблему широко: вы не являетесь центром Вселенной, свет не сошелся клином на вашей проблеме.

В конце рабочего дня важно:

- подводить итоги сделанного за рабочий день, и даже если вы стремились сделать больше, похвалить себя не только за полученные результаты, но и за сделанные усилия по достижению целей;

- уходя с работы, «забывать» о ней: выйти из рабочей роли воспитателя и вспомнить о своих других ролях. Можно даже сказать себе: «Я не Елизавета Петровна — воспитатель, сейчас я, Лиза, любительница спортивных танцев». Понятно, что чем выше уровень руководства, тем труднее это сделать, так как первый же мобильный звонок любого сотрудника вновь напомнит о профессиональной роли. Однако даже небольшие и очень короткие перерывы «выхода из рабочей роли» позитивны для мозга. Здесь важным является контроль над сознанием для того, чтобы быстро поймать себя на мысли о «любимой» работе. Для более быстрого переключения внимания наша «Елизавета Петровна» может слушать в машине кассету с музыкой, под которую она обычно занимается фитнесом, и даже делать возможные микродвижения телом. Это может помочь выйти из профессиональной роли.

Практическая часть

«Выбери цвет»

Цель: Определение своего эмоционального состояния

Докладчик: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в начале нашей встречи. В конце нашего общения я расскажу, что он значит.

«Комплимент»

Цель: повысить самооценку педагогов.

Докладчик: Передавая клубок, участник озвучивает положительное качество соседа, тот в свою очередь повторяет сказанное в свой адрес и делает комплимент следующему участнику.

Например: – Анна Ивановна, Вы умная.

– Да, я умная. Вы, Марья Павловна, общительная.

В каждом человеке есть положительные качества, но чтобы их заметить, надо внимательно и доброжелательно относиться друг к другу.

«Найди своих»

Цель: повысить настроение, снизить чувство усталости

Докладчик: Я раздам вам карточки, на которых написаны названия животных. Названия повторяются на 2-4 карточках. Задача каждого – найти свою стаю, при этом можно пользоваться выразительными движениями, но ничего нельзя говорить. Позвольте себе быть совершенно свободными и даже немного смешными. Когда вы найдете «своих» встаньте рядом, но продолжайте молчать. Что у вас получилось? Кто оказался рядом с вами?

«Мои способы снятия стресса»

Цель: выявить приемы, используемые педагогами для самостоятельного снятия стрессовых состояний.

Педагог-психолог : Какими приемами для самостоятельного снятия стрессовых состояний пользуетесь Вы? Какие приемы Вы знаете, но не пользуетесь ими?

С некоторыми приемами я Вас познакомлю.

Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога, так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени усталости, напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Можно использовать приятную, мягкую музыку.

«Пресс»

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

Упражнение «Приятный сон»

Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

Продолжительность: 10 минут

Докладчик: Примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь. Медленно мысленно произнесите словесные формулы:

1. Я спокойна. Мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю…

2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается… Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокойна.

3. Моя правая рука расслаблена… Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслаблены и опущены…

4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках…

5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

6. Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

8. Мое тело расслаблено… Расслаблены мышцы спины… Расслаблены мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… Мне легко и приятно… Я отдыхаю…

9. Веки опущены… Расслаблены мышцы рта… Мой лоб прохладен…Я отдыхаю… Я спокоен…

10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза. Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодра и свежа…

Медитация – является наиболее эффективным методом в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основана на достижении покоя, освобождения от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии.

Техника может применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на перерывах, в транспорте и т. д.). Музыкальное сопровождение усиливает эффект воздействия.

«Гудение» (голосовая техника)

Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.

Необходимое время: 3-5 минут.

Педагог-психолог : Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

При групповом выполнении можно отследить общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряженным либо приподнятым, эмоционально положительным

«Волшебная шляпа» Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»

Заведующая отчитала вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

«Релаксация по Бенсону» Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения, очищение сознания.

Необходимое время: 5 минут. Докладчик: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознавайте свое дыхание. После выдоха говорите про себя слово «один». Например: вдох … выдох – «один»; вдох … выдох – «один» и так в течение 5 минут. Дышите легко и естественно. Сохраняйте принятую позу. Откройте глаза, посидите несколько минут и медленно встаньте. Не беспокойтесь о том, на сколько успешно и глубоко вы достигли релаксации, не напрягайтесь, позвольте релаксации возникать в своем темпе. Применяйте эту технику 1-2 раза в сутки в любом месте, но не ранее чем через 2 часа после еды.

«Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

Необходимое время: 3 сек.

Докладчик: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

«Выбери цвет»

Цель: Определение своего эмоционального состояния.

Докладчик: Выберите, на какой цвет похоже ваше настроение в конце нашей встречи. Отрефлексируйте свое состояние согласно характеристике цветов. Какой вы цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли ваше предпочтение.

Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.

Оранжевый – активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Желтый – мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Голубой – Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум.

Фиолетовый – (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.

Розовый – (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток – потребность в защите, уход в мир грез.

Коричневый – консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.

Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.

Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное.

Серый – (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие.

Негативные чувства печаль, депрессия, болезнь, усталость, склонность к критике.

Серебряный – женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.

Золотой – целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость. Для безвольных не подходит, могут, не справится с энергией.

Негативные чувства боязнь успеха, страх перед поражением, нежелание в чем-то участвовать.

Самомассаж

Массаж плеч

Начни с разминания шеи и головы. Затем левой рукой помассируй правое плечо, после чего повторите массажные движения для противоположной стороны. Постепенно спускайся ниже и переходи к массажу руки в области локтевого сустава.

Помассируй верхний отдел позвоночника, используя круговые массажные движения. После этого разомни мышцы в области плеч, применяя щипательные движения до тех пор, пока не почувствуешь жар.

Эффективный прием для борьбы с напряженностью и усталостью мышц. Кисть правой руки нужно сжать в кулак и едва-едва поколотить им по плечу слева.

Следующий прием является не только самомассажем, но и тренирует силу твоих объятий. Руки необходимо скрестить на груди, затем постарайся обнять себя изо всех сил.

Массаж ног

Выполнять самомассаж ног намного проще. Зафиксируй два пальца на пятке, а два других пальца в области верхней части стопы. Проведи разминку стопы, используя круговые движения. От этой манипуляции может стать щекотно.

Перейдем к массажу пальцев стоп. Каждый пальчик в отдельности помассируй откручивающими движениями.

Лодыжки испытывают значительные нагрузки во время ходьбы, поэтому они также нуждаются в массаже. Как следует разомни их. Можешь затем перейти к массажу бедер.

Сожми кисти в кулаки и постучите по обеим стопам поочерёдно.

Довольно высока эффективность массажа, проведенного мячиком, имеющим грубую поверхность. Можно использовать теннисный мяч или специальный массажер. Покатай стопой мяч в конце рабочего дня, и ты почувствуешь значительное облегчение.

Массаж рук

Сначала помассируй пальчики, сжимая поочерёдно каждый палец в кулаке и совершая скручивающие движения. Проделай несколько вращательных движений в лучезапястных суставах, помни кисти.

Соверши несколько гладящих движений в направлении от кончиков пальцев к запястью. Оптимальным было бы сочетать глажение с круговыми движениями.

В зоне между первым и вторым пальцами кисти проходят важные нервные стволы, поэтому массаж этого места не только приятен, но и полезен.

Перейди к массажу тыльной поверхности кисти. Лучше всего растирать ее с помощью ладони, допускается использование какого-либо крема для рук.

Массаж лица

Область глаз. Как следует вымой руки и согрей их под струей теплой воды. Затем пальцами рук слегка надавливая погладь сомкнутые веки глаз.

Область носа. Пальцы расположи по бокам от носа и разомни мягкие ткани лица в направлении к ушным раковинам.

Область подбородка массируется круговыми движениями.

Область ушей. Осторожно пощипай кончики ушей пальцами

Точка-антистресс расположена в центре внутренней части подбородка.

Ее массаж снимет напряжение, значительно улучшит настроение. Всякий раз, как расстроитесь, начинайте массировать эту точку большим пальцем правой руки в течение 4–5 минут.

Определить эту точку легко, если положить большой палец правой руки внутренним изгибом на край подбородка, тогда подушечка пальца окажется прямо в этой точке, как на рисунке. Название точки говорит само за себя, то есть когда у вас нервное перенапряжение, стресс, возбуждение от гнева, успокоиться поможет эта точка.

Собранием ста болезней окрестили китайские целители точку, расположенную на голове в теменной ямке, в центре линии, которая соединяет верхние точки ушных раковин.

Массируйте ее глубокими, но не грубыми движениями, если вас замучила нервотрепка, сопровождающаяся головной болью и бессонницей.

Точка экзаменационного невроза находится в нижней трети внутренней поверхности предплечья, примерно на три поперечных пальца выше лучезапястной складки.

Ее глубокий, но не сильный массаж ослабит предэкзаменационное напряжение.

Массаж точек для успокоения необходимо осуществлять с помощью большого или указательного пальца в такой последовательности – сначала легкие круговые движение, затем растирание и легкое надавливание секунд на 30, потом в обратном порядке, в течение 3-5 минут.

Массаж лучше делать расслабившись в кресле.

Докладчик: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу

Публикации по теме:

Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям» Картотека Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление).

Приемы техники «оригами»Приемы техники «оригами» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Урень Нижегородской област МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

Нетрадиционные техники рисования Особенности необычной техники Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого.

Портфолио педагога, эссе «Почему я выбрала профессию педагога?» Оформляя папку на портфолио, не забудьте об остальной информации, например: - титульный лист; - общие сведения; - профессиональная карта.

Памятка «Релаксационные упражнения» Данные упражнения выполняются под спокойную расслабляющую музыку. “Порхание бабочки” “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко.

Презентация «Релаксационные упражнения» Тренинг развития воображения, произвольности движения. Данные тренинговые упражнения способствуют релаксации, поэтому их целесообразно.

Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать.

Релаксационные игры в программе PRO-SHOW Релаксационные игры в программе PRO-SHOW АННОТАЦИЯ Данная работа представляет ряд релаксационных игр, созданных в виде коротких фильмов,.

Информационная готовность педагога при выборе нетрадиционной техники рисования в образовательном процессе «Информационная готовность педагога при выборе нетрадиционной техники рисования в образовательном процессе» “Ум ребенка – на кончиках его.

Консультация «Техники рисования»Консультация «Техники рисования» Тема: Техники рисования. Цель: изучить техники рисования. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с различными техниками рисования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Релаксационные техники для педагога
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 08:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Релаксационные техники для педагога» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Маркина (УИ 1442136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД