Алла Александровна Субачева
Информационная готовность педагога при выборе нетрадиционной техники рисования в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Информационная готовность педагога при выборе нетрадиционной техники рисования в образовательном процессе»
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
В. И. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Публикация «Информационная готовность педагога при выборе нетрадиционной техники рисования в образовательном процессе» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисование заложена у детей на генетическом уровне, копирую окружающий мир, они изучают его. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами: коктейльные трубочки, парафиновая свечка, расческа, зубная щетка, ватная палочка, использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).
Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т. п.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Чтобы научить ребенка рисовать разными нетрадиционными техниками, педагог сам должен достаточно хорошо владеть техниками нетрадиционного рисования и уметь отвечать себе на вопрос: нужна ли ему какая-то конкретная техника. Возникает вопрос, готовы ли педагоги выбирать из многообразия представленных техник наиболее результативную и эффективную технику рисования при организации решения проблемы художественно эстетической направленности ребенка.
Педагоги не используют весь потенциал различных техник, потому что зачастую не владеют информацией о той или иной технике. Неиспользование техник нетрадиционного рисования может быть связано с неготовностью педагога использовать различные техники, это может быть мотивационная готовность, когда перед педагогом возникает вопрос хочет или не хочет использовать техники; информационная готовность владеет ли педагог достаточной информацией чтобы работать с этой техникой; деятельностная готовность, когда готов ли педагог эту информацию применить в своей профессиональной деятельности.
Эти вопросы возможно решить с помощью предложенных нами критериев путем анализа и отбора той или иной техники (Таблица 1). Проанализировав техники с помощью критериев, педагог сможет выбрать и использовать в своей работе наиболее подходящую и интересующую его технику.
Возьмём, к примеру, такую нетрадиционную технику рисования, как «монотипия». Это один из удивительных видов изобразительного искусства, своего рода импровизация на тему свободного пятна, некая провокация, направленная в мир фантазии. Техника требует творчества и дает возможность поиска изобразительного языка. В её способе лежит возможность обращения к бесконечным внутренним резервам.
Применив критерии к данной технике, можно сказать, что она подходит для детей старшего дошкольного возраста, вызывает интерес педагога к возможности привлечь детей и к возможности комплексного решения образовательных задач (затрагивает содержание разных образовательных областей). Также требуется минимальное время на подготовку, технику можно использовать сразу без специальной подготовки. Возможно использование обычного материала; технологию можно использовать без включения педагога, и, наконец, необязательно учитывать художественный уровень развития детей.
А вот, к примеру, «пальчиковую живопись» можно использовать в любом возрасте. Эта техника также интересна для педагогов, но в ещё большей степени для детей. Но для использования техники потребуется специальный материал, в частности особые краски, невредные для здоровья ребёнка. Соответственно потребуется дополнительная материальная затратность. Также техника предполагает включение педагога в работу, чтобы направить ребенка; необходимо учитывать художественный уровень развития детей.
Таким образом, можно рассмотреть каждую из нетрадиционных техник, впоследствии сравнить между собой и выбрать наиболее подходящую для своей работы в той или иной возрастной группе.
Итак, все дети любят рисовать – это ни для кого не секрет. Творчество должно быть свободным, неповторимым и ярким. Ребёнок учится думать, фантазировать, сравнивать в процессе рисования. Нестандартные подходы к организации изодеятельности удивляют и привлекают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Использование нетрадиционных техник рисования раскрывает творческий потенциал детей, позволяет почувствовать краски, и, самое главное, доставляет удовольствие ребенку от общения с красками.
Таблица 1
Критерий «+/-» Комментарии
1. Возрастной диапазон:
ранний возраст
младший дошкольный
возраст
дошкольный возраст
от 1 до 7 лет
2. Вызывает интерес педагога :
к самой технике, к процессу ее проведению
к получению конечного результата
к возможности заинтересовать детей
к возможности комплексного решения образовательных задач (затрагивает содержание разных образовательных областей)
3. Степень доступности применения в образовательном процессе
Требуется дополнительная материальная затратность
Требуется время для подготовки проведения техники
Минимальное время на подготовку, технику можно использовать сразу без специальной подготовки
4. Используемый материал
обычный материал
специальный материал
5. Решение задач в образовательном процессе
решает образовательные задачи
воспитательные задачи
( развитие личности ребенка: самостоятельность, инициативность, аккуратность)
6. Возможность использования технологии без включения педагога
7. Необходимо ли учитывать художественный уровень развития детей
8. Прокомментируйте будете или не будете использовать технику в образовательной работе