Елена Болычева
Релаксация с детьми с ОВЗ — важно и полезно
Релаксация-это снятие психологического, мышечного напряжения для восстановления сил, эмоциональной разрядки, снижения агрессии. В коррекционно- развивающей работе применяем основные методы релаксации, такие как мышечная, дыхательная и умственная.
Во время сеансов релаксации мы используем следующие оборудование:
коврики для релаксации, визуальное оборудование: проектор «Солнце», воздушно-пузырьковые трубки, создающие приятные визуальные эффекты, фонтан, аудио оборудование, транслирующее расслабляющую музыку или звуки природы, ароматические приспособления: SPA-капсулы, мешочки с ароматными травами.
Публикация «Релаксация с детьми с ОВЗ — важно и полезно» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Релаксация в комплексе с оборудованием сенсорной комнаты помогает достичь общего расслабляющего эффекта, восстановления сил, помогает привести организм в тонус, а также нормализует психофизиологическое состояние после стрессов.
Мышечная релаксация.
Методика мышечной релаксации по Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление используется для снятия эмоционального напряжения.
Упражнения:
«Бабочка»
Свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылья, на выдохе лопатки - развести (бабочка расправила крылышки).
«Черепаха»
Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь, на выдохе плечи опустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря).
«Ласточка»
Дети превращаются в ласточек. Одна нога отставляется назад (насколько это возможно, «крылья» -руки, расправляются в стороны. Ласточки полетели! Ласточки долго не могут летать, устали ноги, «крылышки», спинка, «приземляемся», дети занимают исходное положение - нога ставится рядом с другой, туловище наклоняется вниз, руки опущены вниз. Вдох-выдох «ласточки снова полетели» (3-4 раза).
Метод дыхательной релаксации.
Помогает насытить кровь кислородом, обогатить им каждую клетку организма. Кроме этого, во время выполнения таких упражнений происходит нормализация дыхания, что оказывает успокаивающее воздействие на психику.
«Подуй на ручеёк»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на ручеёк, при этом длительно произносить звук «у».
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
«Ёжик»
Поднести к лицу мешочки, набрать воздух через нос, вдохнуть аромат трав и с силой выталкивать его через сомкнутые губы, произнося звук «п». При выталкивании воздуха работать мышцами живота. Предложить ребенку положить палец или руку на живот, чтобы он почувствовал, как работают мышцы живота при дыхании. Живот должен активно сдуваться (выдох) и надуваться (вдох).
Инструкция для ребенка: представь, как пыхтит ежик, когда идет по лесу.
Метод умственной релаксации.
Данный метод состоит из психоэмоциональных речевок-тренингов, направленных на то, чтобы фокусировать сознание на устранение той или иной внутренней или внешней проблемы.
Вводная часть перед каждым настроем. Дети ложатся на ковёр, руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий: «Ложитесь,закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
«Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
«Воздушные шарики».
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
В практической работе можно использовать комплекс упражнений для релаксации предложенный И. Г. Выготской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать детей, особенно заикающихся и снимать характерное чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.