Ирина Репина
Рекомендация для воспитателей «Профилактика плоскостопия и исправления осанки у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика плоскостопия и исправления осанки у детей дошкольного возраста
Необходимо проводить работу с детьми, подбирать комплексы корригирующих физкультурных упражнений. Давать для выполнения различные задания:
«Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы»
«Перейти через ручеек по палке»
«Пройди на носочках»
«Косолапый мишка»
«Не урони мяч»
Для профилактики плоскостопия у всех детей планируется ежедневно утром и вечером проведение комплекса специальных упражнений (6 – 10 минут) :
собрать веревку пальцами ног;
Публикация «Рекомендация для воспитателей „Профилактика плоскостопия и исправления осанки у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы;
прокатить палку по полу стопами ног.
В летнее время на участке ходьба босиком по рыхлой, неровной поверхности, по траве, песку. По физкультурной площадке необходимо иметь ящики с песком, мелким и крупным гравием.
На физкультурных занятиях нужно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, по обручу. Использование снарядов, пособий: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, ребристую доску.
Предлагаю комплексные занятия для профилактики и исправления плоскостопия у детей.
1 часть.
Медленная ходьба друг за другом по массажной дорожке, ходьба на носках, на наружных сводах стоп, на пятках в чередовании с обычной ходьбой и различным положением рук. Длительность каждого вида ходьбы не более 10 секунд.
2 часть.
Исходное положение: сидя на стульях.
1. И. п. : ноги вместе согнуть в коленях, развести пятки в стороны, соединить, не отрывая носков от пола (10 – 15 раз).
2. И. п. : стопы параллельны, расставить на длину стопы. Максимально свести носки до их прикосновения, не отрывая пяток от пола (10 – 15 раз).
3. И. п. : ноги согнуты в коленях. Стопы параллельны, вместе. Развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и максимально сжать пальцы ног (10 – 15 раз).
4. И. п. : ноги вместе, выпрямлены, носок оттянут. Круговые вращения стоп в одну и другую сторону (3 – 4 раза в каждую сторону).
5. И. п. : ноги вместе, прямые. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой (3 – 4 раза каждой ногой).
6. И. п. : ноги согнуты в коленях, вместе. Поочередно отрывать носки и пятки от пола (10 – 15 раз).
7. Катание мяча одной и двумя ногами вперед, назад, круговые вращения в обе стороны.
8. Поднимание мяча прямыми ногами, зажатым между ступнями (5 – 6 раз).
9. И. п. : сидя «по-турецки». Наклоняя корпус вперед попытаться встать, опираясь на тыльную поверхность стоп (5 – 6 раз).
Исходное положение стоя.
10. И. п. стоя, руки на поясе:
поочередно и одновременно подниматься на носки, максимально вытягивая туловище вверх;
«Перекаты» с пятки на носок и обратно (6 – 8 раз).
11. И. п. : стопы параллельны – полуприседания и приседания на носках руки вперед, в стороны, вверх (10 – 15 раз).
12. Ноги вместе, руки на поясе – поочередно отставлять ногу на носок, вперед. В сторону, назад (10 – 15 раз).
13. И. п. : ноги вместе, руки на поясе. Подпрыгивать на носках сначала на двух, затем на одной ноге поочередно (20 – 30 прыжков в чередовании с ходьбой).
На гимнастической стенке.
14. Лазанье, поднимание на носки (10 – 15 раз).
15. И. п. : стоя на рейке гимнастической стенки попеременно отводить в сторону одновременно одну руку и одну ногу, поворачивая туловище в туже сторону (3 – 4 раза).
16. Собирание салфетки пальцами ног, пятка на месте. Расправление ее (3 -4 раза).
17. Ходьба по обручу «елочкой», приставным шагом.
18. Захватывание и перекладывание мелких предметов (пуговиц, камушков) пальцами ног.
19. Работа на массажерах.
3 часть.
Ходьба по массажной дорожке.
Осанка. Типы осанок.
Осанка – первичное положение в пространстве. Есть 5 типов осанок. Надо развернуть тело в боковую плоскость. Отделы позвоночника: шейный, грудной, крестцовый, поясничный.
1 тип – правильная осанка
2 тип – кифозный тип, характеризуется большим грудным кифозом. При этом – плечи уходят далеко вперед, голова опущена, лопатки выпирают.
3 тип – лордоз (лордотический, характеризуется увеличенным поясничным лордозом. Выпирает вперед живот, а плечи и голова откинуты назад.
4 тип – наклонного типа.
5 тип – изогнутый. Увеличен грудной кифоз и поясничный лордоз.
Необходимо делать упражнения для исправления осанки :
1. Исправить причины возникновения неправильной осанки (неправильно подобрана мебель).
2. Различные висы – делаем упражнения.
3. Упражнения на осанку бывают : статические, динамические.
Для этого можно использовать игровой метод: игры с доставанием игрушек; с подражанием и фиксацией поз, создание фрагментов осанки в положении лежа (положение головы, стоп); положение, сидя; в других смешанных позах, в положении виса.
Для исправления осанки можно использовать плавание, массаж. Для усиления мышечного корсета проводятся специальный комплекс корригирующей гимнастики:
мышцы пресса (брюшная мышца живота)
мышцы спины (длинная, трапециевидная, широчайшая).
Надо использовать принцип постепенности. Объем выполняемых упражнений и каждого упражнений в отдельности постепенно, по мере адаптации организма возрастает. Если давать организму одну и туже нагрузку, то организм привыкнет к ней и не реагирует на нее.
Для коррекции осанки необходимо выполнять статические упражнения:
исходное положение: лежа на животе, поднимание ног;
поднимание и опускание туловища;
упражнение «рыбка» (10 секунд).
Рекомендую специальные игровые упражнения и подвижные игры при нарушении осанки, плоскостопии и других заболеваний детей.
«Лохматый пес»
Вот лежит лохматый пес.
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим.
И посмотрим, что-то будет!
«Воробышки и автомобиль»
Взрослый очерчивает на земле место, где могут летать и прыгать воробышки. По краям площадки рисует кружочки. Это домики для воробышек, в которых можно спрятаться, когда поедет автомобиль. Как только автомобиль уедет, опять вылетают воробышки за зернышками и червячками.
«Ловушки»
У каждого ребенка цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре стоит ловушка. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Ловушка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя «раз, два, три – в круг скорей беги» - все строятся в круг.
«Куры в огороде»
Дети – «куры» располагаются за бревном – лавочкой. По другую сторону бревна «огород». Воспитатель – сторож ходит по огороду, сторожит. Как только он уходит, «куры» взлетают на забор, а затем спрыгивают в огород и начинают клевать овощи. Сторож погоняет их – «кыш, кыш».