Финоева Маргарита
Рекомендация для родителей «Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для родителей.
«Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи детей».
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Публикация «Рекомендация для родителей „Влияние дыхательной гимнастики на развитие речи детей“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь.
При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.
Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также помогает сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Она даёт возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранить высокую работоспособность. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Так как некоторые звуки требуют энергичного, сильного выдоха сильной воздушной струи.
Дыхательная гимнастика помогает малышу легче переносить вирусные заболевания или полностью избегать их в периоды простуд. Снижается вероятность появления серьезных заболеваний дыхательной системы.
Ребенок, который занимается дыхательной гимнастикой, значительно увереннее владеет собой, и это неоспоримый факт.
При проведении дыхательной гимнастики, необходимо соблюдать следующие требования:
Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 1 – 5 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
5. Длительность выполнения упражнений около 5 минут
6. При набирании воздуха через нос, плечи не поднимать.
Выдох должен быть длительным и плавным.
7. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать ладонями).
8. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
9. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. И поэтому рекомендуется, все упражнения выполнять в игровой форме, что вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой. Снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки.
• Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить в движение плавающие игрушки, всевозможные вертушки, бумажные фигурки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке. Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха.
• Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики, мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки.
Дыхательные упражнения :
«Загнать мяч в ворота»
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами («футбольные ворота»).
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой воздушной струей. Загнать надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости их слегка можно придерживать пальцами.
«Загнать мяч подальше»
1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и плавно, со звуком ффф, сдуть ватку на противоположный край стола.
2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик надо на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т. е., чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты к верхней губе, а посередине языка была щель-желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
«Надуй шарик»
Ребенок сидит или стоит, при команде «надуй шарик» - широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, и выдувает воздух ффф, при словах «шарик лопнул» - хлопает в ладоши; «из шарика выходит воздух» - малыш произносит «шшш», делая губы хоботком и опуская руки.
«Бульканье»
Ребенок сидит, перед ним – стакан с водой, в котором – соломинка для коктейля, научите ребенка, как нужно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье, вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль-буль-буль».
«Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем, научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.