Анастасия Кривченко
Рекомендации для родителей «Музыка Рождества»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка Рождества – это атмосфера праздника, праздничное настроение, которое проникает повсюду. Люди вне церкви при этом имеют свои собственные представления о рождественской музыке. Например, в общественном транспорте, магазинах, частных офисах и других общественных местах мы слышим так называемую рождественскую фоновую музыку, которая звучит из всех динамиков. Многие современные исполнители поп, рок и других жанров музыки стараются воспользоваться популярностью рождественской темы, адаптируя свои сочинения под классическую Рождественскую музыку. И это стало закономерной тенденцией во всём мире.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Рождество. Консультация для родителей
- Темочки
Цель данной статьи – расширить общее представление о музыке Рождества, как одной из «вечных» тем в искусстве.
Не секрет, что неповторимый образ Рождества складывается у каждого человека с раннего детства. К трогательным ребячьим воспоминаниям юность присоединяет новые забавы и впечатления, зрелость – знания и духовный опыт, а старость - просветление и мудрость. В результате складывается тот многогранный, невыразимо-прекрасный образ самого любимого праздника.
Рождество во всём мире — музыкальная пора: много поют и в церкви, и в миру. Православная служба к Рождеству становится радостнее обычной: предпраздничные мотивы появляются в ней ещё в декабре, во время Рождественского поста. По воскресеньям поются ирмосы Рождества Христова — песнопения, в которых повествуется о рождении младенца Иисуса и сопутствующих событиях. Праздничная служба начинается с колокольного трезвона и тропаря в честь Рождества Христова. Тропарь и Кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает» торжественно раскрывают и воспевают сущность праздника.
«Вся церковь воссияла, - все паникадилы загорелись. И так ахнуло –
«С нами Бог»… - как громом, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке…Такого пения, говорили, ещё не слыхали: будто все Херувимы-Серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели: «Рождество твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» - такое во мне радостное стало, и я будто увидел вертеп-пещерку, ясли, пастырей и волхвов…» – так в своей книге «Лето Господне» русский писатель Иван Шмелёв воссоздаёт всё, чем было дорого Рождество его детства.
Конечно, чтобы услышать такое и пережить, в Рождественскую ночь нужно непременно побывать в храме…
Как в душе отдельного человека - годами, так в памяти цивилизации долгими веками образ Рождества создавался и оттачивался, воплощаясь в произведениях изобразительного искусства, литературы, архитектуры и, конечно, в музыке. Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для музыкантов, творивших в разных странах и в самое разное время.
В западных странах музыкальным символом Рождества были и остаются рождественские канты и гимны, претерпевшие много изменений на протяжении своей многовековой истории. По своему происхождению они относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны весёлые песни танцевального характера. Они были мелодичными и легко запоминающимися и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. Люди даже начинали танцевать под эту музыку прямо в церкви, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но гимны продолжали петь в народе, часто под аккомпанемент небольших уличных оркестров. Подобные ансамбли людей, исполнявших рождественские гимны на улицах, стали называть «христославами».
В течение столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на Рождество. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них «Тихая ночь» (1818) церковного органиста Франца Груббера. Это один из самых популярных гимнов, который часто называют международным рождественским гимном. Многие коллективы разных стран включат в свой репертуар «Тихую ночь» как шедевр хоровой музыки.
Если же представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, наследие которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания: Бах, Моцарт, Гайдн, Гендель, Вивальди, Шуберт, Брамс, Верди… из русских композиторов первым вспоминается Дмитрий Бортнянский, композитор XIII века, который выступал за сохранение чистоты русской духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». «Кондак Рождеству Христову» Бортнянского и поныне звучит в русских храмах. Позднее духовную музыку писали: С. Дегтярёв, Л. Гурилёв, А. Ведель, А. Архангельский, А. Гречанинов, В. Калинников, А. Кастальский, П. Чесноков и др., а также композиторы – классики: М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, Г. Свиридов…
«Я люблю церковное пение, - говорил С. В. Рахманинов, - ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка». В программе Международных Рождественских концертов традиционно исполняется одно из самых известных произведений Рахманинова - музыкальная поэма «Колокола» (на стихи К. Бальмонта) для оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах - праздничном, свадебном, похоронном - он передаёт всю человеческую жизнь, от рождения до смерти. Тема колокольного звона проходит через всё творчество Рахманинова: в симфониях, фортепианных концертах, хорах… «Кажется, что этот звон плывет над широкой среднерусской равниной», - говорил один из исследователей творчества композитора.
Впрочем, говоря о теме Рождества в русском музыкальном искусстве, в первую очередь вспоминаются шедевры П. И. Чайковского, причём довольно далёкие от церковной музыки. Вспомним его «рождественский» балет «Щелкунчик». Не потому ли знают и любят эту музыку и взрослые, и дети во всём мире, что озарена она светом Рождественского чуда? Как точно композитор передал языком искусства добрую и весёлую атмосферу праздника! Такое же светлое и радостное настроение в пьесе «Святки» из фортепианного цикла «Времена года». Она имеет в рукописи Чайковского подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, а завершается пьеса, и вместе с ней весь цикл - вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской ёлки.
Не секрет, что в русской музыке и культуре в целом, Рождество часто воспринимается как фольклорное явление, с сильными языческими акцентами, и это – наша национальная особенность. Красочный, колоритный образ народных святочных гуляний от Рождества до Крещения передан во многих произведениях искусства: в живописи, в литературе, в музыке…
Всего три слова: ночь под Рождество…
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной божество.
Слова русского поэта «серебряного века» Игоря Северянина напоминают о первых замечательных образцах претворения рождественского фольклора. Это, конечно же, опера П. И. Чайковского «Черевички» и сказочная опера Н. А. Римского - Корсакова «Ночь перед Рождеством» на сюжет Н. В. Гоголя. В подзаголовке своей оперы Римский – Корсаков не случайно указал: «быль – колядка».
Подобный подход и видение праздника преобладают до сих пор:
- «Украинские колядки с голоса И. С. Козловского» (1967) современного композитора В. Кикты, где рождественская тема, ведущая в цикле, естественным образом сочетается с фольклорным «действом»;
- кантата А. Ларина «Рождественские колядки» (1992, сочинение симпатичное, хотя и немного «сувенирное», своеобразный венок русского, украинского и белорусского фольклора;
- проект преуспевающего композитора Павла Карманова «Вертеп» - традиционное рождественское действо «на новый лад». В премьере этого сочинения, состоявшейся на святки 2002 года, участвовали такие известные коллективы, как ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» и камерный оркестр «Гнесинские виртуозы»;
- «Семь минут до Рождества» того же П. Карманова - красивое, светлое и не лишённое изящества сочинение. Духовных глубин и богословских мыслей вы здесь, конечно, не найдёте, но своих целей автор вполне достиг; «Семь минут» погружает слушателей в атмосферу радости и уюта любимого всеми праздника.
К сожалению, в нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам. Рождественские традиции возрождаются. Одна из них – Рождественские фестивали.
Наш современник, петербургский композитор Михаил Малевич, на протяжении многих лет организует Рождественские и Пасхальные концерты в залах академической Капеллы, Малом зале филармонии, ДПЦ «Свято-Духовский» Александро-Невской Лавры и других концертных площадках Санкт-Петербурга, где основу программы составляют его произведения. Центральное место в этих концертах занимают кантаты для детского хора, смешанного хора и камерного оркестра: «Свеча Рождества» и «Пасхальный звон», в них органично сплетены различные стилистические пласты церковной и светской музыкальной традиции. Произведения Малевича для детского хора, изданные на CD-дисках и в нотных сборниках «Свеча Рождества», «Молитва отрока» нашли большое признание исполнителей и слушателей во многих городах России. Композитор, обращаясь к слушателям, пишет: «Эта радость от Рождества Христова запечатлелась во многих замечательных картинах, в стихах и песнях всех народов христианского мира. Она слышна и в древнем церковном тропаре праздника, и в кантатах XVIII века, и в стихах наших современников, положенных мною на музыку. Я был бы счастлив, если бы мне удалось передать это радостное волнение детям, исполнителям и слушателям этих песнопений».
Не секрет, что многие священнослужители имеют профессиональное музыкальное образование и являются авторами музыкальных произведений. Диапазон их творчества велик: от авторской песни до праздничной оратории и концерта. 7 января 2008 года, в праздник Рождества Христова, в Большом зале Московской консерватории состоялась российская премьера «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Иллариона (Алфеева). Сочинение было исполнено Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского, хором Государственной Третьяковской галереи, хором музыкального колледжа при Московской Государственной консерватории и группой солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. В качестве солиста в концерте выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приехал из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.
В основе «Рождественской оратории» — евангельское повествование о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. В либретто использованы богослужебные тексты Православной Церкви, посвящённые праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня.
По словам Владыки Иллариона, звучание детских и взрослых голосов вместе с оркестром передаёт ликование ангелов, людей и всего живого о рождении Спасителя. Оратория несёт атмосферу храма, богослужения, и как международный язык музыки, доступный всем, позволяет почувствовать светлую радость, которую несёт праздник Рождества для христиан. В этом смысле «Рождественская оратория» стала настоящим подарком для всех, кто смог её услышать.
Как видим, из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства; и как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первоистока, всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившем её отблеске неземной красоты.
Среди зимнего холода нашего маловерного мира, горит, как свеча, и согревает наши души святой праздник – Рождество Христово. Путешествуя по Интернету, мы тоже можем получить если не впечатление от «живого» исполнения Рождественской музыки, то хотя бы представление о самых разных её видах и жанрах, о творчестве православных композиторов. Советую обратиться к официальному сайту «Русская церковная музыка» http://www.bogoslovy.ru/music.htm, где в формате mp3 представлена большая подборка богослужебных и праздничных, в том числе рождественских песнопений, как канонических, так и написанных лучшими композиторами.