Татьяна Петровна Иванова
Рекомендации по использованию игровых технологий в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Психолого - психологическое сопровождение является неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в дошкольном учреждении и в дальнейшем в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Необходимо отметить, что компетентностный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изучением его использования в обучении занимались П. Я. Гальперин, В. В. Краевский, Г. П. Щедровицкий. Идеи по освоению умений, обобщенных способов деятельности нашли свое отражение в работах этих ученых. Основы компетентностного подхода, касающиеся теории и практики развивающего обучения, заложены в исследованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и С. Т. Шацкого.
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира. Следовательно, при наличии у ребенка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. [1, с. 14]
Степени определения развития у таких детей очень гибкие. Бытовые компетенции и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом – нарушением, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
В рамках введения ФГОС ДО основной задачей становится решение проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.
Игра - основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях. Игра выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Одной из целей игры является выработка необходимых навыков, качеств, развития способностей.
У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, а для детей с ОВЗ вдвойне. В играх дети принимают на себя социальные роли, подражают деятельности взрослых. Особое положение занимают специально разработанные терапевтические и развивающие игры. В играх проявляются индивидуальные особенности детей.
В практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
-коммуникативную: преодоление негативизма, освоение диалектики общения;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в жизнедеятельности ребенка с ОВЗ.
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей (эмоционально – волевые компетенции в коллективе и в семье
(социальные истории)
-социализацию: компентенция в сфере общественной деятельности
(выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива)
- Здоровьесберегающие: компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья, включая аспекты семейной жизни)
Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличии от обычных игр педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Также при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
-Игра должна соответствовать возрасту ребёнка, коррекционной цели занятия;
-Учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
-Содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
-Игровой материал подбирается с постепенным усложнением;
-Используются озвученные, яркие игрушки;
-Пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.
Но как сделать так, что бы ребёнку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество игровых пособий для автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях. Казалось бы, этап автоматизации поставленных звуков должен проходить быстро и незаметно. Но зачастую дети испытывают на этом этапе трудности, в силу особенностей развития или возраста. Очень трудно добиться многократного повторения одного и того же звука и удержать ребёнка на одном месте. Что бы решить эту задачу, приходится придумывать разнообразные способы, что бы заинтересовать ребёнка игровыми приёмами, моментами, сюжетами.
У детей с ограниченными возможностями здоровья сильно страдают словарный запас слов, грамматика и связная речь и многое другое. Помимо этого, дети имеют психологические особенности:
1. Низкий уровень познавательной активности;
2. Дефицит внимания;
3. Быстрая утомляемость, и как следствие, низкая работоспособность;
4. Особенности зрительно-пространственного восприятия;
5. Низкий уровень мотивации к обучению.
Для успешного развития детей необходимо:
- предлагать детям разнообразный материал для игр, используя в основном бытовые предметы;
- давать детям выбор их рода занятий;
- разговаривать с ними во время игры;
- не давать указаний и не решать проблемы за детей в ходе игры, а предлагать свою помощь и поддержку.
При этом важным фактором является индивидуальный подход. В педагогике индивидуальный подход считают важнейшим дидактическим принципом воспитания и обучения. [2, с. 2]
Эффективным средством при обучении детей являются игровые технологии.
Игровая деятельность способствует гармоничному развитию личностных качеств у ребёнка.
Целью использования игровой технологии в логопедической практике с детьми ОВЗ, является развитие любознательности, мотивации к занятиям, увеличении результативности коррекционно-развивающей работы.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: погружение в сказочный сюжет, появляется гость, приходит письмо с заданиями. Дети так же могут выполнять роли (пассажиры, жители планета Земля, солнечные лучики, путешественники и т. д.).За успешное выполнение заданий дети оцениваются звёздочками, фишками, лучиками и т. п., что вносит соревновательный элемент.
Такие игры широко используются, как средство обучения дошкольников. Ребёнок имеет возможность выполнить игровые действия, добиться результата, проявить активность.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых дети выполняют определенные роли. Таким образом можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации, отработать короткие диалоги, в которых есть звукоподражание и простые слова[3, с. 34]
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия и основной формой организации учебного процесса.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т. к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Ну и, конечно, для достижения успеха научения того или иного навыка часто и эффективно работает система поощрений ребенка – поощрение жестом, игрушкой, поощрение в виде любимого лакомства, таким образом, в дальнейшем, переориентировав его определенные мотивации или жизненные компетенции.
Литература
1. Электронный каталог Алферова Г. В. " Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология 2001 № 3
2. Электронный каталог www maam.ru Федорова Н. И. «Формирование жизненных компетенций дошкольника с ОВЗ»
3. Андреева А. Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников //.Психолог в детском саду. 2008. №3. С. 29-41.