Анна Назымок
Рекомендации воспитателю по работе с детьми с демонстративным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят.
Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.
Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно.
Темочки:
Такие дети часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.
Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».
В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик, все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.
Ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. «Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение»
Если демонстративный воспитанник нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Задача педагога, причем очень трудная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) педагога снижает интерес группы к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.
Цель: коррекция нарушений поведения у демонстративного ребёнка в условиях группы.
Задачи:
• помочь ребенку реализовывать свои потребности приемлемым способом;
• научить ребенка навыкам контроля;
• отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• способствовать формированию адекватной самооценки;
• повышение уверенности в себе.
Рекомендации воспитателю по работе с детьми с отклонениями в поведении.
1. Описывайте поведение ребенка безоценочно.
2. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось.
3. Будьте твердым, но доброжелательным.
4. Займитесь своими негативными эмоциями
Когда воспитанник демонстрирует «плохое» поведение, воспитатель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. В самом деле, ведь воспитанник разрушает воспитательный процесс, мешает работать вам и группе.
Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим воспитанникам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ребенка вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается ребенок, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, мы заставляем такого воспитанника продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!
Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы воспитанников потоки «благородного гнева», он дает группе очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Дети, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победы ребенка в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Это не просто. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.
Накрученные общением воспитатели просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями.
Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Закройте окна, включите на полную мощность радио, чтобы вас не слышали другие водители. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в группе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т. д….Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце пути, подъезжая к дому, вы почувствуете себя гораздо легче, чем в начале поездки. Собственно, все то же можно проделать и не в машине, а дома. Главное - чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.
Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее.
Типичные ошибки в реагировании на выходки.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
• повышаем голос,
• произносим фразу типа: «Главный здесь пока еще я»,
• оставляем последнее слово за собой,
• используем такие позы и жесты, которые «давят» : сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
• разговариваем с сарказмом,
• даем оценку характеру ребенка,
• действуем с превосходством, используем физическую силу,
• втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
• настаиваем на своей правоте,
• читаем морали,
• ставим воспитанников в угол,
• оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
• формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
• изображаем негодование,
• придираемся, изводим кого-то придирками,
• передразниваем воспитанников,
• сравниваем одного воспитанника с другим,
• командуем, требуем, давим,
• поощряем воспитанника, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения воспитателя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?