Елена Сергеева
Рекомендации учителю-логопеду по коррекции звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С неправильным произношением звуков у детей педагоги встречаются очень рано, уже в младших группах дошкольного учреждения. В этом возрасте чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточным развитием речевого слуха или артикуляционного аппарата. Создавая адекватные условия в детском саду и дома, когда осуществляется весь комплекс мероприятий: по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологические нарушения звукопроизношения изживаются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга, несформированностью межанализаторных связей.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе. В коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста необходимо учитывать методические принципы обучения. Под методическими принципами развития речи детей понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми воспитатель создает средства обучения. Они выведены из закономерностей усвоения речи и дополняют систему общедидактических принципов (наглядность, доступность, систематичность, последовательность, повторность и т. д.). Для развития произносительной стороны речи детей младшего дошкольного возраста наиболее актуальными являются следующие принципы: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; взаимосвязи всех сторон речевого развития детей; обогащения мотивации речевой деятельности; обеспечения активной речевой практики.
Коррекция звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Педагог должен точно знать уровень неправильного произношения звука, так как от этого зависит характер дальнейшей работы: ставить звук (первый уровень, автоматизировать – постепенно вводить в речь (второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком (третий уровень).
Данные рекомендации предназначены для учителя – логопеда и помогут развить речь ребенка в соответствие с возрастными нормами, улучшат состояние звукопроизношения.
1. Проводите с ребёнком артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения, как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка». (Приложение 2)
2. Используйте игры для развития воздушной струи: поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности, например: «Сдуй пушинку», «Звуковая ниточка». (Приложение 2)
3. Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.) Приложение 2.
4. Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза. («Хоботок», «Кто как кречит?», «Поспешили – насмешили» и т. д.) (Приложение 2)
5. Обогащайте пассивный и активный словарный запас:
• учите называть предметы ближайшего окружения;
• знакомьте со значением слов, обозначающих: основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); форму предметов (круглый, квадратный, овальный); параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий); различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);
• обозначайте словами свои и чужие действия.
6. Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.
7. Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).
8. Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.
9. Проводите пальчиковые игры.
10. Используйте различные имитационные движения и дидактические игры с игрушками и без них на звукопроизношение. (Приложение 2)
11. Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.
12. Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.
13. Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.