Ирина Сибуль
Рекомендации учителя-логопеда родителям ребёнка с нарушением речи для занятий в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя ребёнка : *** Арсений
Речевое заключение: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 2 уровня, грубая задержка речевого развития
Первый год обучения
Предполагаемый период для выполнения рекомендаций : 1 неделя
Тема: Народная культура и традиции.
Мимические упражнения.
Цель: Формирование произвольных движений мышц лица.
Задание. Выполнение перед зеркалом следующих упражнений: закрыть один глаз, закрыть другой глаз, прищуриться, сморщить нос.
Артикуляционная гимнастика.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Цель: Формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука [С].
Задание. Выполнение перед зеркалом следующих упражнений артикуляционной гимнастики:
-«Наказать непослушный язык». Широкий спокойный язык пошлепать губами, произнося «пя-пя пя».
-«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Держать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.
-«Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов выдвигать серединку языка вперед, как кошка выгибает спину.
Общеречевые навыки.
Цель: Выработка целенаправленной длительной воздушной струи при выполнении игрового упражнения.
Задание. Выполнение игрового упражнения «Подуй лошадке на гриву» (плоскостную картонную фигуру лошадки с гривой из бумаги логопед прилагает к рекомендациям)
Цель: Выработка целенаправленной длительной воздушной струи, подготовка к правильному произнесению звука [С].
Задание. Осуществлять дутье на распластанный язык.
Развитие речевого слуха.
Цель: развитие речевого слуха и самоконтроля.
Задание. Выполнение игрового упражнения «Раз-два, повторяй слова, кроме слова …». Ребёнку предлагается внимательно послушать три слова, а затем повторить только два, исключив одно указанное слово.
«Раз-два, повторяй слова, кроме слова …» … лапти. Лапти, матрешка, ложка. Ребёнок должен повторить : «матрёшка, ложка».
… поднос. Матрешка, поднос, свистулька.
… матрешка. Свистулька, лапти, матрешка.
… самовар. Чугун, самовар, миска.
… сарафан. Платок, лапти, сарафан.
… изба Дом, изба, терем.
Слоговая структура слова и звуконаполняемость.
Цель: Подготовка артикуляционного аппарата и слухового анализатора к произношению и правильному восприятию слова ТЕПЕРЬ (В свободной речи Арсений в этом слове переставляет слоги и произносит «петерь»)
Задание. Повторение за взрослым слогов и слоговых цепочек: па, та, по, пы, ту, ты, то, по, пи, ти, пи, пе, те. па-па, та-та, па-па-та-та, пу-ту-пу, то-по-то, па-та-па-та, те-пе-те-пе
Звукопроизношение.
Цель: Закрепление изолированного произношения звука [С].
Задание. Выполнение игрового упражнения «Насос». Ребёнку предлагается набор карточек, на которых изображены различные предметы, среди которых имеются изображения насоса. Увидев карточку с изображением насоса, ребёнок произносит звук [С].
Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [Л]. Вызывание звука [Л].
Задание. Выполнение упражнения «Помоги индюку подать голос». Ребёнку предлагают послушать названия домашних птиц. Если ребёнок услышит слово «индюк», то ему следует произнести «бл-бл-бл». Слова: петух, курица, индюк, гусь, утка, индюк, курица, петух, индюк, гусь, индюк.
Фонематические процессы.
Цель: Развитие фонематического восприятия в условиях наличия зрительного контроля со стороны ребёнка за артикуляцией гласного звука [У].
Задание. Ребёнку предлагается послушать три слова и повторить только то, в котором слышится звук [У]. Используется вариант задания, когда ребёнок видит артикуляцию взрослого, который произносит слова. Ребёнку предлагаются следующие группы слов: Суп, мак, сок. Рак, лук, сын. Кот, шар, душ.
Цель: Закрепление умения выделять звук [С] среди других звуков.
Задание. Ребёнку предлагается поднять руку, если он услышит звук [С] среди других звуков: Д, М, С, Х, В, С, П, С, Т, Н, Ф, С, К, Б, С, Н.
Слоговой анализ слов.
Цель: Закрепление умения делить слова на слоги.
Задание. Проговаривание слов с одновременными хлопками в ладоши: лап-ти, са-мо-вар, из-ба, те-рем, са-ра-фан, чу-гун, мат-рёш-ка, пла-ток, свис-туль-ка, лож-ка, дом.
Лексическая сторона речи.
Цель: Расширение словарного запаса.
Задание. Рассматривание изображений или иллюстраций: лапти, чугун, самовар, терем, сарафан, изба. Проговаривание указанных слов.
Грамматический строй речи.
Цель: Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание. Выполнение игрового упражнения «Скажи ласково» при рассматривании матрешки (или изображения // иллюстрации).
Матрешка - матрёшечка сарафан - … платок - … фартук - рот - … щёки - … глаза - … руки - …
Цель: Закрепление использования глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа.
Задание. Выполнение игрового упражнения «Что умеет делать матрёшка». Составление предложений с использованием глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа. Например: Взрослый: «Матрешка танцует». Ребёнок : «Матрешка танцевала». Взрослый: «Матрешки танцуют». Ребёнок : «Матрешки танцевали». Наряжается (наряжаются, кружится (кружатся, причесывается (причесываются, улыбается (улыбаются, смеется (смеются, веселится (веселятся, играет (играют).