Приложение МААМ

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Елена Иноземцева
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Поступление в школу – важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей : сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети, всесторонне подготовлены к учебной деятельности и у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Публикация «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» размещена в разделах

Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т. е. различение, ребёнку необходима помощь логопеда. К сожалению, многие родители не замечают нарушения произношения звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразли-чимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нё м должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т. д.). Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т. е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т. д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т. е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи. Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

• Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.

• Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имё н существительных: –и, –ы (стол – столы, плащ – плащи, –а, –я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, с изменением слова (лоб – лбы, пень – пни, ухо – уши, не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

• Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т. к. являются наиболее трудными для ребёнка.

• Согласование числительных один, одна, одно; два, две c существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и др. (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т. д.).

• Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со, из-под, из-за, к, от, по и т. д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

• Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, глаз – глазище).

• Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр – тигрёнок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)

• Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)

• Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)

• Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)

• Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух – пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый).

• Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность формирования этого навыка такова:

• Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

• Определение первого звука в слове.

• Определение последнего звука в слове.

• Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

• Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

• Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем.

Уважаемые родители! В союзе с учителем-логопедом Ваш ребенок достигнет отличных результатов! Успехов нам всем!

Публикации по теме:

Памятка родителям будущих первоклассников Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. В помощь родителям открываются развивающие студии,.

Родителям будущих первоклассников Вот и прогремели выпускные в нашем саду, интересное и волнительное время впереди у наш детей! Все чаще родители делятся своими тревогами.

Советы родителям будущих первоклассников Советы родителям будущих первоклассников. Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе?.

Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников» Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость.

Методические рекомендации родителям по экологическому воспитанию Методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая.

Общие рекомендации родителям будущих первоклассников Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. Принято считать, что дошкольника не.

Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию речи В наше время ни для кого не секрет, что правильная, соответствующая возрастным нормам речь, - это залог успешного обучения ребенка в школе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Уважаемые родители! Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё –.

Родителям будущих первоклассников Родителям будущего первоклассника. Когда наступает момент отдавать ребенка в школу, все родители очень волнуются. Ведь как для родителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Опубликовано: 17 января 2019 в 18:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иноземцева (УИ 468545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД