Людмила Кононова
Рекомендации родителям ребёнка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужны домашние логопедические задания
и почему их важно выполнять?
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Публикация «Рекомендации родителям ребёнка с нарушением речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Нарушения речи отражаются и на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и поведения, поэтому все: учитель-логопед и родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.
Очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Речевые дефекты довольно сложно правильно формировать, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
И здесь очень важна связь логопеда и родителей. Даже при наличии помощи со стороны логопеда большая роль в исправлении дефектов речи детей принадлежит родителям. Они должны знать о трудностях, с которыми встречаются дети при усвоении правильного произношения.
К сожалению, как показывают наблюдения, многие родители не уделяют должного внимания исправлению дефектов речи детей.
У некоторых родителей нередко создаётся впечатление, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства.
И многие дети с дефектами речи остаются без необходимой помощи. Родители говорят : «У нас нет времени заниматься. Пусть этим занимается логопед». Такое объяснение, разумеется, неправильное.
Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и успех коррекционной работы во многом зависит от тех людей, которые проводят с ребенком большую часть времени, то есть от родителей.
Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умении и навыков не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении - во время игр, прогулок, то есть повседневной жизни.
Развитие речи в основном определяется воспитанием ребёнка окружающими его взрослыми.
Выполнение всех заданий обязательно! Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Родители должны закреплять (родители должны уметь выполнять несложные артикуляционные упражнения, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме. Эти упражнения для подготовки речевого аппарата ребёнка к вызыванию звуков (пощелкать языком, «как лошадки»; сделать язык «лопаточкой», «чашечкой» и т. д.) для закрепления у ребёнка появившихся звуков.
Работать с речевым материалом по автоматизации звуков во внеурочное время
Домашнее задание ребёнок должен выполнять с родителями в течение 10 – 15 минут 2 – 3 раза в день. При выполнении популярных ныне компьютерных логопедических заданий необходимо следить за временем пребывания ребёнка за компьютером : 7 – 10минут, не более 3 раз в неделю.
Задания разбиваются на 3 составляющих.
1) Индивидуальное задание по формированию навыков звукопроизношения;
2) Задание по закреплению лексико – грамматических категорий родного языка;
3) Задание по закреплению навыков звукового анализа и синтеза.
Особенно важны задания по формированию навыков звукопроизношения, при выполнении которых у ребёнка вырабатывается самоконтроль за теми звукам, над которым идет работа на логопедических занятиях.
При выполнении заданий по закреплению лексико – грамматических категорий и развитию связной речи родителям часто рекомендуются различные пособия на печатной основе, которые позволяют разнообразить занятия и избавляют от необходимости искать картинный материал.
Родители делают ксерокопии карточек (или фотографируют на смартфон) и используют их для повторения и закрепления материала (в поезде, по дороге в отпуск; в летнее отпускное время). Эти карточки также удобно использовать, если ребёнок болеет.
Необходимо также учесть, что нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьёзных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребёнка.
Таким образом, тесный контакт с семьей обеспечит наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста.
Список литературы.
1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А. Сохина. Издание 5-е, исправленное., / М., «Просвещение», 1981.
2. Гетманский М. И. Исправление недостатков речи у школьников / Под ред. Левиной Р. Е. / Минск., 1970.
3. Бабина Е. С. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе / Логопед. 2005. №5.
4. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. / Тамбов, 2007.
5. Боровцова Л. А. Документация учителя – логопеда ДОУ /Библиотека журнала «логопед». / М. (ООО «ТЦ Сфера, 2008.)
6. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. /
М., Просвещение», 1989
7. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. / М., Просвещение», 1991.
8. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сб. домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. / СПб., 2004.
9. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям для преодоления лексико - грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. / СПб., 2001.