Елена Суворова
Рекомендации родителям «Повышенная тревожность у ребенка»
Повышенная тревожность у ребенка.
Как же определить, что уровень тревожности у ребёнка вышел за пределы нормы?
Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».
Причины повышенной тревожности у ребенка.
Публикация «Рекомендации родителям „Повышенная тревожность у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Тревожность может быть спровоцирована реальными событиями в жизни ребёнка: развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого питомца и т. п. Однако основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности, а о методах воспитания.
Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.
Наседки
Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует себя беззащитным, неспособным добиться успеха собственными силами.
Прожектёры
Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.
Спартанцы
Родители воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи и неудачи малыша. В итоге падает самооценка, чем ниже падает самооценка — тем выше становится тревожность.
Разумеется, родители сложнее, чем упрощенные типы. Методы воспитания — складываются из индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:
1. Противоречивые требования, когда между собой не совпадают требования папы и мамы, либо требования родителей и воспитателей.
2. Неадекватные (завышенные) требования.
3. Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».
Повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако закрывать глаза на неё не стоит.
Профилактика повышенной тревожности или 10 «Нельзя»!
Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей.
Требовать извинений за любой проступок, полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши воспитатели ничего не понимают!»)
Рекомендации по снижению тревожности или 10 «Надо»!
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
Обеспечьте реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.).
Изучите интересы ребенка, его склонности, желания и предпочтения, пронаблюдайте, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции. Чрезвычайно важно не оставлять без внимания проявления эмоций интереса и удивления.
Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
Большинство тревожных детей в дошкольном возрасте просто не могут объяснить свои проблемы. Важно вовремя заметить первые сигналы.