Татьяна Васильевна Ивашина
Рекомендации родителям подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и ноу-хау, которыми должен обладать дошкольник. И это включает в себя не только набор необходимых знаний. Итак, что же означает качественная подготовка к школе?
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе делится на физиологический, психологический и когнитивный аспекты, каждый из которых включает в себя ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или не до конца проработано, то это может вызвать проблемы в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Публикация «Рекомендации родителям подготовительных групп» размещена в разделах
Физиологическая готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что ребенок должен быть физически готов к школе. То есть состояние его здоровья должно позволять ему успешно пройти образовательную программу. Если у ребенка есть серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен учиться в специальной коррекционной школе, учитывающей особенности его здоровья. Кроме того, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальцев, координации движений. Ребенок должен знать, в какой руке и как держать ручку. А также, поступая в первый класс, ребенок должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения элементарных гигиенических норм: правильной позы за столом, осанки и т. д.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект готовности включает в себя три составляющие: интеллектуальную готовность, личностную и социальную, эмоциональную и волевую.
Интеллектуальная готовность к школе:
• к первому классу ребенок должен обладать запасом определенных знаний (о них будет рассказано ниже).;
• его учат ориентироваться в пространстве, то есть знать, как добраться в школу и обратно, в магазин и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознательным;
• развитие его памяти, речи и мышления должно соответствовать его возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; не должно быть никакой агрессии в общении, и когда ссорится с другими детьми, он должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо;
• ребенок должен принять поставленную учителем задачу, внимательно слушая, проясняя неясные моменты, а после выполнения должен адекватно оценить свою работу, признать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание ребенком того, зачем он ходит в школу, важности учебы;
• наличие интереса к учебе и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнить задание, которое ему не совсем нравится, но которого требует учебная программа;
Усидчивость - это способность внимательно слушать взрослого в течение определенного времени и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Когнитивная готовность ребенка к школе
Этот аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным набором знаний и умений, которые понадобятся для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в возрасте шести-семи лет?
1) Внимание.
• Занимайтесь чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находите сходства и различия между предметами, картинками
• Уметь выполнять работу по шаблону, например, точно воспроизводить рисунок на листе бумаги, копировать движения человека и т. д.
• Легко играть в игры на осознанность, где требуется быстрая реакция. Например, назовите какое–нибудь живое существо, но перед началом игры обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – притопнуть ногами, если птичье - помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: " ", "-", "=".
• Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: "справа", "слева", "сверху", "снизу", "над", "под", "сзади" и т. д.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Пересказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. д.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Размышление.
• Закончите предложение, например: "Река широкая, но ручей. ", "Суп горячий, а компот. " и т. д
. • Найдите лишнее слово из группы слов, например, "стол, стул, кровать, сапоги, кресло", "лиса, медведь, волк, собака, заяц" и т. д.
• Определите последовательность событий так, чтобы сначала было что, а потом что.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах, сказки.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить простой объект из бумаги вместе со взрослым: лодки, катера.
5) мелкая моторика.
• Правильно держите ручку, карандаш и кисточку в руке и регулируйте силу нажатия при письме и рисовании.
• Раскрашивайте предметы и обводите их, не выходя за пределы контура.
• Вырезайте ножницами по линии, проведенной на бумаге.
• Выполняйте аппликации.
6) Речь.
• Составьте предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять значение пословиц.
• Составлять связный рассказ, опираясь на картинку и серию картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать буквы и звуки в словах.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, природные явления, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свою фамилию, имя и отчество, имена ваших родителей и место их работы, свой город, адрес, какие есть профессии.
Что нужно знать родителям, когда они занимаются с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают сблизить всех членов семьи, установить доверительные отношения. Но такие занятия не должны быть принудительными для ребенка, необходимо в первую очередь заинтересовать его, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, и выбирать наиболее подходящий момент для занятий. Не стоит отрывать ребенка от игр и сажать его за стол. Постарайтесь вовлечь его в это дело, чтобы он принял ваше предложение учиться. Кроме того, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в возрасте пяти-шести лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долго выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно длиться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы выполняли логические упражнения в течение десяти-пятнадцати минут, затем после перерыва можете приступить к рисованию, затем поиграть в подвижные игры, после чего можно слепить забавные фигурки из пластилина и т. д.
Родителям также следует знать еще одну очень важную психологическую особенность дошкольников: их основным занятием является игра, с помощью которой они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься ребенку в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в образовательный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно выделять для этого какое-то определенное время, вы можете постоянно развивать своего малыша. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, обратите внимание на то, что выпал первый снег или начали опадать листья с деревьев. На прогулке вы можете сосчитать количество скамеек во дворе, подъездов к дому, птиц на дереве и так далее. На каникулах в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов и птиц. То есть постарайтесь заставить ребенка обратить внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него. Различные развивающие игры могут стать отличным подспорьем для родителей, но очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показывать игру своему ребенку, ознакомьтесь с ней сами и решите, насколько полезной и ценной она может быть для развития малыша. Мы можем порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Дошкольнику необязательно приобретать энциклопедии, скорее всего, они его не заинтересуют или интерес к ним очень быстро пропадет. Если ваш ребенок смотрел мультфильм, попросите его рассказать вам о его содержании – это будет хорошей тренировкой речи. В то же время задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что вам это действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок произносит слова и звуки при рассказывании, если есть какие-то ошибки, то мягко скажите ребенку о них и исправьте. Разучивайте скороговорки и стишки, пословицы вместе с ребенком.
Тренируем руку ребенка
В домашних условиях очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его кисти и пальцы. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не возникло проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если вы поговорите с ребенком о том, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а чего нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите за тем, чтобы ребенок вырезал не как попало, а по намеченной линии. Для этого можно нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка аккуратно вырезать их, после чего можно сделать из них аппликацию. Это задание очень нравится детям, и его польза очень высока. Лепка очень полезна для развития мелкой моторики, и детям очень нравится лепить различных колобков, зверюшек и другие фигурки. Учите пальчиковые разминки вместе с ребенком - в магазинах вы легко сможете купить книжку с увлекательными и интересными пальчиковыми разминками для малыша. Кроме того, вы можете тренировать руку дошкольника, рисуя, заштриховывая, завязывая шнурки, нанизывая бусы.
Когда ребенок выполняет письменное задание, следите за тем, чтобы он правильно держал карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе. Продолжительность письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важна не скорость выполнения задания, а его точность. Начинать следует с простых заданий, например, обводки изображения, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок хорошо справится с более легким заданием.
Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, из-за незнания того, насколько это важно для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш разум находится у нас под рукой, то есть чем лучше развита мелкая моторика у ребенка, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальцы, если ему трудно стричь и держать ножницы в руках, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает в своем развитии от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими видами деятельности для развития мелкой моторики.