Христина Копылова
Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме : «Какого цвета зима? Зимний календарь, приметы. Явления природы.»
1. Посмотрите с ребенком мультфильмы
https://altermama.ru/play/multfilmyi-pro-novyiy-god-deda-moroza.html
https://www.liveinternet.ru/users/irish_sv/post197441250
https://www.liveinternet.ru/users/arduvan/post143489055
https://my.mail.ru/mail/multipass-27/video/1170
2. Прочитайте рассказы и сказки о зиме.
К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»,
С. Я Маршак «Двенадцать месяцев»
Публикация «Рекомендации родителям по закреплению знаний у детей по теме „Зима“» размещена в разделах
Русская народная сказка "Снегурочка" (в пересказе В. И. Даля)
Русская народная сказка "Мороз-Иванович" (в пересказе В. Ф. Одоевского)
Русская народная сказка "Два Мороза" (в пересказе М. М. Ларионовича)
Павел Бажов "Серебряное копытце"
Русская народная сказка "По щучьему веленью"
Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"
Георгий Скребицкий "Художник-Зима" ("Четыре художника")
Виталий Бианки "Зима" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь")
Л. Н. Толстой "Зайцы"
Словацкая народная сказка "Двенадцать месяцев" (в пересказе С. Я. Маршака)
Братья Гримм "Госпожа Метелица"
Г. Х. Андерсен "История года"
Г. Х. Андерсен "Снеговик"
https://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.html
https://сезоны-года. рф
https://www.liveinternet.ru/users/valentinaw/post253559556
3. Поиграйте с ребенком в дидактические игры:
«Один - много» : один шар, а много… (шаров); одна звезда, а много (звезд) и т. д.
«Назови ласково» : Шар - шарик, шарики; звезда - звездочка, звездочки и т. д.
«Образование прилагательных» : Предложить ребенку ответить на вопросы:
Заяц из пластмассы - какой? -.
Флажки разных цветов - какие? -.
Шар из стекла -какой? ….
«Подбери признак к предмету» : елка (какая) – зеленая, высокая, ароматная, холодная, нарядная, колючая, пушистая; елочные игрушки (какие) -.
«Узнай словечко» (на активизацию словаря) : Белый, пушистый, искрящийся. (снег) Колючая, мохнатая, зеленая. (ёлка) ….
«Кому что нужно?» Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту -. , дворнику…. и т. д.
«Исправь ошибку» на логическое мышление : зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость и пр.
«Четвертый лишний» : Санки, лыжи, скакалка, коньки; снег, мороз, жара, холод и тд
«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов)
Конькобежец (бегает на коньках, дворник (убирает двор, снегоочистительная машина (чистит снег) и т. д.
Побеседуйте с ребенком:
1. Какое время года наступило?
Почему ты так решил?
Какая погода стоит зимой?
Как одеты люди?
Какие зимние развлечения у детей?
2. Найдите две-три сюжетных картинки по теме «Зима», наклейте их в тетрадь, помогите ребёнку составить предложение по каждой картинке. Подпишите предложения под картинками.
3. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить:
«Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С рождественской звездой.
4. Предложите ребенку выполнить упражнение «Перед – между – после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
5. Уточните у ребенка значение слов «гололед», «снегопад», «метель», «поземка», «вьюга».
6. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»
Зима какая? (холодная, морозная, снежная, долгая, волшебная и т. д.)
Снег какой? (белый, пушистый, легкий, чистый, серебристый, мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый, блестящий, гладкий и т. д.)
Мороз какой? (зимний, крепкий, суровый)
Снежинки какие? (белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие, нежные, кружевные и т. д.)
7. Поиграйте с ребенком в игру
«Скажи ласково»
Санки -(саночки) снежинка -(снежиночка)
сосулька –… (сосулечка)
зима -(зимушка)
горка — (горочка) снег -(снежок)
снеговик -(снеговичок)
лед - (ледок)
8. Выучите с ребё нком любую загадку о зиме:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(декабрь)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему "Зимние краски" (по стихотворениям С. Есенина "Береза", О. Высоцкой "Зима спешит")
.
Цель: формировать умения творчески отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений.
Задачи: закреплять умения передавать в рисунке характерные особенности различных деревьев, использовать различные средства для изображения деревьев и снега, закреплять навыки рисования концом кисти тонких линий.
Раздаточный материал: тонированные листы бумаги (поролоном, кистью, мыльными пузырями). 1/2 листа для открытки, клей, ножницы, акварельные краски, белая гуашь, гель, 2 мягкие кисточки разных номеров, жесткая кисть, тряпочки, баночки с водой.
Ход НОД
I часть
Дети входят в группу и встают на ковре около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо, а от кого это письмо вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
Дети:
1. Эта хозяйка – зима.
2. Это зима!
Воспитатель: Правильно, давайте послушаем это письмо.
Запись: Здравствуйте, дети. Я – Зима. Я уже давно наблюдаю за вами, но никак не могу с вами поговорить. Тогда я решила послать вам звуковое письмо с вопросами, а вы мне ответьте на них. Договорились? А сейчас послушайте мой первый вопрос. Скажите, нравится ли вам зима и почему?
Дети:
1. Да, зима нам очень нравится.
2. Зима нам нравится.
Воспитатель: Да, зима очень красивое время года. А когда особенно красиво бывает на улице?
Дети:
1. Особенно красиво бывает во время снегопада
2. Красиво в солнечные дни, когда блестит снег
3. Очень красиво, когда деревья покрыты инеем, а под ними большие сугробы
Воспитатель: Ребята, какого цвета бывает небо зимой?
Дети:
1. В ясную солнечную погоду небо бывает голубого цвета
2. В пасмурную погоду небо серого цвета
3. Во время снегопада небо светлое, почти белое
Воспитатель: Ребята, как можно назвать зиму за ее красоту?
Дети: Зима волшебница, чудесница, сказочница, белоснежная, хрустальная.
Воспитатель: Ребята, красота зимы не оставила равнодушным никого. Художники, очарованные ее красотой, написали много картин, многие из которых нам уже знакомы. Давайте подойдем к выставке и посмотрим на картины еще раз. Скажите, каким изобразил лес на своей картине художник Александров?
Дети:
1. Он изобразил лес сказочным, таинственным
2. Деревья покрыты снегом, как будто шубами
3. Лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный
(рассматриваем 2-3 картины)
Воспитатель: Что же еще пишет нам зима?
Запись: Ребята, моя красота вдохновляла не только художников, но и поэтов. Под впечатлением от красоты зимней природы поэты писали замечательные строки. Подарите мне, пожалуйста, эти стихи.
Воспитатель: Да, ребята, зима очень нравится поэтам. Мы с вами знаем много стихов о зиме. Давайте присядем и послушаем их.
(Дети читают стихи)
Береза. С. Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о белой березе, покрытой снегом
Воспитатель: В какую погоду любовался березкой поэт?
Дети:
1. Поэт любовался березкой в ясную солнечную погоду
2. Любовался в ясную погоду
Воспитатель: Как вы понимаете слова: «И горят снежинки
В золотом огне»?
Дети: Это значит, что снежинки блестят, сверкают
(ребенок читает стихотворение)
Зима спешит, хлопочет… О. Высоцкая
Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Деревья и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Воспитатель: Скажите, о чем заботится зима в этом стихотворении?
Дети: Зима заботится о деревьях, покрывает их снегом
Воспитатель: О какой шубке говорит поэт?
Дети: Поэт говорит о снежной шубе (шубе из снега)
Воспитатель: С чем сравнил поэт снег на дубе?
Дети: Поэт сравнил снег с пышным мехом
Воспитатель: Ребята, у меня возникла идея, а что, если вместе со звуковым письмом мы отправим зиме подарок – запечатлеем красоту стихов в рисунках. Я предлагаю сегодня стать вам художниками и нарисовать то, что вы представили, когда слушали стихи. Сейчас вы подумайте и решите, что вы хотите нарисовать. Я вам хочу напомнить, что иллюстрации могут быть объемными. А поможет представить ваш будущий рисунок музыка. Это произведение написал композитор Чайковский, называется оно «Зимние грезы». Оно тоже о зиме. Сейчас закройте глаза, слушайте музыку и представляйте свою будущую картину.
(Дети слушают музыку с закрытыми глазами)
(2-3 детей рассказывают о задуманном)
Воспитатель: Сейчас подойдите к столу и берите фон для своего рисунка и остальной материал, который может вам пригодиться.
(дети готовят материал и садятся)
II часть
В процессе рисования звучит музыка.
Во время рисования детей индивидуальная помощь в продумывании композиции, выборе цвета, техники.
Воспитатель повторяет отдельные строки из стихотворений.
III часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных рисунков у нас получилось. Они все разные. На некоторых изображен лес в ясную погоду, на других в пасмурную. А сколько стройных березок вы нарисовали. Даже сделали объемные картины. Кто хочет рассказать об одной из картин, которая больше всего понравилась.
(2-3 детей рассказывают о понравившейся картине)
Очень красивые рисунки у нас получились. Вечером мы сделаем рамочки для них и решим, которые мы подарим малышам, которые на выставку в детский сад или родителям. И обязательно вместе со звуковым письмом отошлем Зиме.
Вывод. В ходе непосредственной образовательной деятельности все поставленные задачи были выполнены, у детей получились красивые композиции, они удачно подобрали краски для своих рисунков и получили большое удовольствие от результатов своего творчества.
Практическая часть:
Результат творчества детей на данном занятии - вот такие картины, нарисованные на бумаге, тонированной разными способами: кистью, мыльными пузырями, поролоном.
1. Вот, например, березы. Дети под впечатлением от стихотворения сами подбирали фон для своей березки.
Для этого дерева ребенок подобрал фон с розовым оттенком, отображающим зарю.
". А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. "
2. А вот эти деревья ребята изобразили на бумаге, тонированной кистью и мыльными пузырями, использовали гель-блеск для передачи блестящего снега.
3. Дети постарались творчески отразить впечатления, полученные, от прочтения стихотворения О. Высоцкой "Зима спешит, хлопочет". Изобразили деревья, укутанные блестящим снегом.
Конспект НОД «Художественное творчество», лепка (в технике налеп, в старшей группе «Снежинка».
Цели: Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Совершенствовать умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.
Раздаточный материал. Круги из голубого картона диаметром примерно 12—15 см по количеству детей, белый пластилин, стеки, музыкальное сопровождение «Зимушка-зима»
Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. В группу залетела «снежинка» - письмо. Чтение детям письма.
«Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры : все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму). Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд. Моего братца вы сегодня видели. Лёд приходил к вам в гости. А вот сестриц своих я потеряла! Пока мы опускались с неба, подул сильный Ветер, все мои сестрицы разлетелись! Мне очень грустно одной, помогите мне, пожалуйста, найти моих сестриц! Ваша Снежинка.
- Еще Снежинка оставила нам описание свих сестриц, давайте послушаем!
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К. Бальмонта:
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая,
Какая смелая!
Воспитатель:
- Какая снежинка в стихотворении? (Смелая, чистая, белая.)
- Как еще можно описать снежинку? (Холодная, колючая, блестящая и т. д.)
- А давайте немножко поиграем с нашей Снежинкой? (Давайте)
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
- Ребята, но мы же совсем забыли, что у нашей Снежинки несчастье! Поможем, ребята, найти сестриц, Снежинке? - (Да)
- Давайте мы с вами сделаем вот таких сестричек для нашей Снежинки (показ образца)
- Проходи к своим местам.
Дети проходят к своим рабочим местам. Играет мелодия «Зимушка-зима»
Лепка:
Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом.
Итог занятия:
Ребята, посмотрите какие красивые сестрицы Снежинки у нас получились! Теперь нашей Снежинке не будет так грустно! Все вы большие молодцы!
Уважаемые родители!
Играйте, читайте, смотрите, творите совместно с детьми! И вы получите много незабываемых впечатлений от совместно проведенных минут с детьми.
Воспитатели