Наталья Зотова
Рекомендации родителям по развитию артикуляционной моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Публикация «Рекомендации родителям по развитию артикуляционной моторики у детей» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого.)
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка, заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
1. Позевывание.
2. Глотание капелек жидкости, слюны. Можно набирать сок в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
3. Полоскание горла.
4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
5. Покашливание.
Упражнения для нижней челюсти.
1. Открывание и раскрывание рта.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
2. Перегонка воды, воздуха из одной щеки в другую.
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» - улыбнуться, зубы разомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Заборчик» - улыбнуться, зубы сомкнуть, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» - рот приоткрыт, боковые края языка загнуты вверх. Язык приобретает форму трубочки.
«Бублик» - сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» -открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» - широко раскрыть рот, вытянуть широкий язык вперёд и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Часики» - улыбнуться, вытянуть язык вперёд, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» - широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10раз.
«Вкусное варенье» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз (не из стороны в сторону, нижней губой не помогать.
«Иголочка» - (суживание и заострение языка) открыть рот, узкий язык вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Индюк» - открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперёд – назад, произнося бл – бл – бл. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
«Горка» - широко открыть рот. Упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» - открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по нёбу вперёд – назад, начиная от верхних резцов до мягкого нёба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» - улыбнуться, присосать язык нёбу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Гармошка» - улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире. Прикрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.
«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
«Наказать непослушный язычок» - рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпать его губами, произнося пя-пя-пя, затем постучать по нему зубами, затем снова пошлёпать губами. Повторить каждое движение 7 раз.
«Почистим зубки» - открыть рот, широким кончиком языка упереться в нижние зубы изнутри, производить движения языком по нижним зубам изнутри снизу вверх. Повторить 5-10раз.
«Лошадка» - улыбнуться, щелкать язычком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10раз.
«Барабанщик» - приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук [Д]. Повторить 10-15 раз.
Только целенаправленная систематическая работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться правильно произносить звуки русского языка.