Надежда Ратникова
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную помощь в овладении дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И ведь только совместная деятельность детского сада и семьи сможет обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения. Именно, на мой взгляд, домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и малыш усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет все ранее полученные в детском саду знания. И родители, в свою очередь, узнают очень многое о своем крохе. Поэтому, хотела бы вам порекомендовать несколько математических игр и упражнений, которые подойдут для проведения их в кругу семьи. Все указанные игры доступны для будущих первоклассников и, что на мой взгляд самое главное, абсолютно не требуют подготовки и изготовления сложного дидактического материала.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
«Отгадай число»
Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа
Ход игры. По заданию ведущего (родителя) ребенок должен быстро назвать числа. Например: меньше 6, но больше 4 (Хорошо,если ребенок будет отвечать полным ответом. «Число,которое меньше 6,но больше 4 – это 5»; больше 7, но меньше 9 и т. д.
«Цепочка из примеров»
Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.
Ход игры. Участники делятся на 2 группы, можно играть только вдвоем с ребенком. Один участник берет мячик, называет простой арифметический пример: 2 + 2 - и бросает мяч участнику из другой группы. Тот участник, кому брошен мяч, говорит ответ – 4. Далее этот участники называет арифметический пример, чтобы он начинался на 4, например 4+3 и перебрасывает мяч игроку из 1й группы. Далее участник поймавший мяч отвечает – 7 и продолжает, передавая мяч придумывая например 7-1 и т. д Участник игры, который дал неверный ответ или составил неверный пример, выбывает из игры и считается проигравшим.
«Назови задуманное число»
Цель. Упражнять ребенка в умении производить устные вычисления.
Ход игры. Взрослый говорит: «Я могу угадать число, которое ты придумал. Придумай число, прибавь к нему 6, затем отними 2, а после еще отними то число, которое задумал, к тому, что получилось прибавь 1. И вот теперь…у тебя получилось число 5!».
«Сколько взять конфет?»
Цель, Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.
Ход игры. Вы предлагаете условие задачи : «В вазе лежат конфеты 2 видов. Наугад мы взяли несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нам нужно взять, чтобы, среди взятых нами конфет, оказались хотя бы 2 конфеты одного вида?» ( Ответ: Не менее 3). Эта задача на логическое мышление.
«Продолжи ряд»
Цель, Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.
Ход игры. Два участника, сидящие за одним столом, перед собой лицевой стороной вниз раскладывают карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому участнику дается одинаковое количество карточек с цифрами, но больше, чем 10 (например, до 13) т. е некоторые из цифр встречаются у участников дважды. Участник по очереди берет карточку с цифрой, переворачивает ее и кладет перед собой. Затем первый участник переворачивает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, то участник кладет карточку левее первой, если больше - правее. А если участник взял карточку с числом, уже которое открыто им, то н возвращает ее вновь на место, и тогда право хода передается другому участнику. Побеждает тот, кто сумеет быстрее выложить свой числовой ряд.
Попробуйте определить уровень готовности ребенка к обучению математикой : для того,чтобы выяснить, каковы знания ребенка о временных и пространственных представлениях, а также о начальных знаниях математики вы можете задать ребенку следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
- Назови части суток.
- Сейчас утро или вечер?
- Что бывает раньше – утро или день?
- Покажи, пожалуйста, левую руку.
- Что находится справа от тебя?
- Какой вот из этих предметов лежит посередине? А какой – наверху? Что, ты видишь, лежит внизу?
- Посчитай пальцы на руках. Больше на которой руке?
- Положи на столик столько игрушек, сколько пальцев на руке.
- Назови цифры на цветных карточках.
- Продолжи счет 1,. ,3,4…7,. 9…
- Что больше 7 или 4, 2 или 5.
- Реши задачи:
1) На кормушке сидело 4 синички. 1 птичка улетела. Сколько птичек осталось сидеть на кормушке?
2) На клумбе высадили 7 астр и столько же бархоток. Сколько цветов высадили на клумбу?
3) На столе стояло 6 тарелок. Убрали 2 тарелки. Сколько тарелок осталось?
4) На парковке стояло 8 велосипедов. Приехало еще 2 велосипеда. Сколько велосипедов стало на парковке?
- Назови геометрические фигуры (Перед дошкольником выкладывают геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Сложи прямоугольник из двух треугольников.
- Почему треугольник так называется?
- Чем отличается квадрат от четырехугольника?
Учите своего ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, в них что общего и чем они отличаются.
Гуляя на улице или при выполнении повседневных наших рутинных делах, уверяю вас, уважаемые мамы и папы, совсем несложно научить ваших детей считать и решать простейшие задачки, складывая и вычитая конфетки, шапки, игрушки, транспорт, птичек, и т. д. Причем…между делом незаметно ваш кроха постигает такие понятия, как «большой» - «маленький», «высокий» -«низкий», «далекий- близкий» и т. п. Отличный повод потренироваться в счете,это конечно же, поход в магазин. А вот познакомиться с основами геометрии помогают, как правило, занятия аппликацией. Именно во время этих занятий можно более наглядно рассмотреть, как отдельные геометрические фигуры, так и деление их на разные части, а так же сложение из разных частей новых фигур.
Каждый родитель задается вопросом : «Как же должен уметь считать ребенок… на пальцах, палочках или в уме?»
Дети постепенно совершенствуются в счете, а именно переходят от счета предметов моторным способом - к счету глазами.
Более того, кроме умения считать, будущий школьник просто обязательно должен знать последовательность чисел и понимать выражения: «перед каким числом», «после какого числа», «до какого числа», «за каким числом».
Так же еще важно закрепить знание числового ряда через последовательное изображение предметов в строго определенном направлении-слева направо. Например: первым слева будет огурец, вторым-слива, третьим- помидор, четвертым -земляника, пятым-лимон, шестым- вишня, седьмым- ананас, восьмым- груша, девятым-банан, десятым- яблоко.