Алина Жуйборода
Рекомендации родителям «Развитие ребенка в дошкольном периоде»
▼ Скачать + Заказать документы
Наиважнейший возраст в развитии ребенка – это дошкольный период.
В это время происходит интенсивное физическое, психическое, эмоциональное и личностное развитие. То, что упущено в дошкольный период, очень трудно восполнить в последующие годы, поэтому родители должны со всей ответственностью отнестись к воспитанию дошкольника.
Уникальность дошкольного возраста заключается в следующем:
Публикация «Рекомендации родителям „Развитие ребенка в дошкольном периоде“» размещена в разделах
Это период становления, формирования личности. В дошкольном возрасте ребенок только начинает осознавать свою индивидуальность. Все стороны психики остаются незрелыми, и это накладывает отпечаток на поведение ребенка и на характер его взаимодействия с окружающим миром.
У дошкольника все еще сохраняется сильная зависимость от взрослых, потребность в защите, внимании, общении, поддержке. И в то же время начинает осуществляться переход от полной зависимости к самостоятельности и эмоциональной самодостаточности. Постепенно формируется отдельная личность, которая может иметь стремления и убеждения отличные от родительских. В этот период нужно поощрять ребенка к самостоятельным поступкам и всячески поддерживать его инициативу. Но психические функции дошкольника все еще находятся в стадии созревания, поэтому родителям нужно научиться четко определять, что ребенок может сделать сам, а что — только в сотрудничестве со взрослым.
В этот возрастной период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игре происходит развитие речи, воображения, внимания. В процессе игры дошкольник приобретает знания о различных сферах человеческой деятельности, овладевает коммуникативными навыками, осознает нормы и правила поведения в обществе. Он учится планировать свои действия и учитывать потребности и желания других людей. Внимание к игре сохраняется до тех пор, пока она интересна ребенку. Дошкольнику трудно произвольно контролировать устойчивость и направленность внимания.
В общении с дошкольником старайтесь следовать следующим рекомендациям :
Чаще предоставляйте ребенку выбор из нескольких альтернативных вариантов.
Не начинайте сразу с нравоучений и наставлений. Лучше обсудите с ребенком конкретную ситуацию, поинтересуйтесь его мнением, выслушайте, обговорите.
Вместо принуждения к действию используйте такие побудительные конструкции, как «давай попробуем…», «не сделать ли нам…» и т. д.
Не используйте слишком часто слово «нет». Его лучше вообще оставить для чрезвычайных ситуаций. Но правила в жизни ребенка должны присутствовать. И нельзя поддаваться на требования и уговоры их нарушить.
Дошкольный возраст — период недостаточности произвольного контроля. В это время импульсивное поведение преобладает. Способность к самоконтролю формируется у дошкольников постепенно. Если случаются эмоциональные вспышки, лучше воспринимать их спокойно. Они будут возникать реже, если не обращать на них внимание.
Именно в раннем детском возрасте наиболее успешно прививается любовь к чтению. Кроме чтения, в жизни дошкольника важное место занимают рисование и конструирование. Детям необходимо что-то мастерить своими руками — эту сферу деятельности нужно всячески поощрять. Ребенку должны быть доступны всевозможные конструкторы, инструменты для рисования и других видов творчества. Это поспособствует развитию воображения, мелкой моторики и творческих способностей.