Марина Плужник
Рекомендации психолога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации психолога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ в домашних условиях
Сформированность уровня мелкой моторики играет важную роль в развитии у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сам термин мелкая моторика означает разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук. Научные сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук выявили прямую связь сформированности уровня мелкой моторики у детей и сформированным уровнем развития психических процессов. Учеными был так же разработан метод, определяющий говорящих и не говорящих детей. Если малыши способны изолированно показывать пальчики, то считается – это дети говорящие. Если же возникают трудности при показе одного, двух, трех пальчиков, наблюдается сильное напряжение пальчиков рук при показе, и они сгибаются и разгибаются только вместе — это не говорящие дети. Изолированные, активные, точные, без напряжения движения пальцев рук у детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности будут способствовать развитию психических процессов, особенно мышления и речи. К школе детям придется осваивать новую деятельность – письмо. Педагоги начальной школы, психологи рекомендуют тренировать, укреплять мелкие мышцы рук детей, чтобы движения были уверенные, точные, почерк был красивый.
Публикация «Рекомендации психолога по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ в домашних условиях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики у детей
1 месяц: ребенок захватывает вложенную в руку погремушку.
2 месяца: ребенок удерживает погремушку непродолжительное время.
3 месяца: ребенок активно двигает ручками.
4 месяца: ребенок держит погремушку и рассматривает ее, играет ручками, царапается, сжимает пальчики.
5 месяцев: ребенок схватывает один из предложенных кубиков.
6 месяцев: ребенок схватывает кубик всей ладонью, удерживает его в центре ладони, обхватив пальцами.
7 месяцев: ребенок схватывает кубик всей ладонью с противопоставлением большого пальца.
8 месяцев: ребенок схватывает мелкий предмет указательным, большим и средним пальцами — лучевое схватывание.
9 месяцев: ребенок берет кубик тремя пальцами — указательным, большим, средним.
10 месяцев: четко берет мелкие предметы пинцетным захватом – большим и указательным пальцами.
11 месяцев: ребенок схватывает погремушку за ручку.
12 месяцев: ребенок бросает игрушку и точно прослеживает траекторию падающей игрушки, ребенок точно схватывает пинцетным схватыванием витаминку или шарик из мякиша черного хлеба.
1 год 3 месяца: ребенок пытается опустить витаминку в бутылочку, часть попыток неудачна; пинцетное схватывание.
1 год 9 месяцев: ребенок держит кубик кончиками большого, указательного и среднего пальцев — лучевое схватывание, видно пространство между кубиком и ладонью.
2 года 6 месяцев: ребенок держит карандаш двумя пальцами, чертит две и более пересекающиеся линии, имитирует рисование горизонтальных и вертикальных линий, имитирует рисование круга.
3 года: ребенок скатывает между ладошками колобок из пластилина, глины, теста, имитирует рисование волнистой линии, копирует простые фигуры – это круг и квадрат, пользуется ножницами, старается резать ровно, разворачивает обертку и достает конфету без посторонней помощи, использует обе руки, но одной отдает предпочтение, застегивает и расстегивает большие пуговицы, молнию.
4 года: ребенок копирует 3 простых фигуры – это круг, квадрат, треугольник, действует двумя руками, выполняя простые операции – отвинчивает крышку банки, выдергивает кнопки и т. д., сам чистит зубы под присмотром, зашнуровывает ботинки.
5 лет: ребенок устойчиво режет по линии, копирует четыре простых фигуры – это круг, квадрат, ромб, треугольник, изображает несколько печатных заглавных букв, действует отдельными пальцами в пальцевых играх, рисует простые узнаваемые картинки, успешно намазывает клеем детали и приклеивает их, могут одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.
6-7 лет: рисуемые объекты ребенком узнаваемы, появляется пропорциональность деталей, могут завязывать простой узел, совершенствуется изобразительная деятельность, рисуют карандашами различные фигуры, вырезают из бумаги, лепят из глины и пластилина различные фигуры.
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях
1. Педагоги, психологи рекомендуют родителям заниматься с детьми раннего возраста ежедневно специальными упражнениями, играми которые укрепляют пальцы рук, способствуют формированию захвата, развивают согласованные движения рук, графические навыки, стимулируют речь и мышление.
2. Тренировать пальцы рук ребенка рекомендуется с шести месяцев после рождения. Самый простейший метод – массаж. Родитель поглаживает пальчики рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Массаж развивает силу рук малыша, тактильные ощущения. Упражнение обеих рук следует проводить пять минут ежедневно.
3. Использование пальчиковых упражнений. Родитель берет каждый пальчик ребенка отдельно, сгибает и разгибает его. Упражнение обеих рук следует проводить две или четыре минуты ежедневно.
4. Использование упражнений, которые способствуют развитию хватания. Захватывание маленьких предметов одной рукой или щепотью, захватывание больших предметов двумя руками.
5. Использование дидактических игрушек –это пирамидки, матрешки, стаканчики, которые учат детей соотносящим действиям, развивают моторику, мышление.
6. Работа с глиной, тестом, песком.
7. Теневой театр.
8. Рисование карандашами «каля-маля», травки, дождика по пунктирным линиям.
9. Сбор пазлов крупного размера из поролона и дерева, сбор крупных конструкторов.
10. Выкладывание из крупной мозаики различных узоров.
Упражнения, игры по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
«Крутись карандаш»
Ребенку предлагают карандаш с ребристой поверхностью и предлагают покатать по столу вперед-назад. Предварительно взрослых показывает ребенку, как выполняется это упражнение. Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.
«Непослушные шарики»
Ребенку предлагают небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, бусины, крупу (горох, пшено). Взрослый вместе с малышом катают шарики ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Упражнение обеих рук следует проводить 3-5 минут.
«Спрячь в ладошке»
Ребенку предлагают небольшие кусочки поролона и предлагают спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно.
«Ямки»
Ребенку предлагают размять в руках кусок мягкого теста (пластилина, глины, затем положить его на твердую поверхность и сделать в нем «ямки» надавливая прямым и указательным пальцем.
«Спрячь руки!»
В глубокую миску насыпьте крупу (около 1кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулак и пошевелить пальцами.
«Найди игрушку»
В глубокую миску насыпьте крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите ребенку найти ее. Такую же игру можно проводить в песочнице.
«Погремушка»
Покажите ребенку пластиковую бутылку с бусинами (горохом) внутри и предложите брать предметы двумя пальцами или щепотью. Затем ребенок опускает эти предметы в узкое горлышко бутылки. После того как ребенок положит предметы во внутрь бутылки, предложите закрыть ее и погреметь.
«Пластилиновые узоры»
Дайте ребенку пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик (диаметр 5-7мм). Затем попросите ребенка самостоятельно скатать несколько шариков. Предложите ребенку положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком — получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия.
Веселые пальчиковые игры:
«Пальчик, где ты был?»
Поочередно загибаем пальчики ребенка.
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
А с этим братцем песни пел.
«Ладушки»
Ладушки, ладушки
(хлопайте в ладоши,
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке
(руки положите под щеку,
Ели колобушки
(похлопайте ладонями по коленям).
«Веник»
Кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
Скручен, связан,
По полу пляшет-
Тут и там машет.
(Веник)
«Утюг»
Ладонью скользите по столу вперед – назад, как будто гладите утюгом.
Где пройду я — там порядок,
Ни морщинок нет, ни складок.
Пш-ш-ш, п-ш-ш-ш…
(Утюг)
«Корова»
Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в разные стороны – получатся «рога». Покачайте рукой, произнеся при этом: «Му-у-у…»
Стоит копна посреди двора-
Спереди вилы, сзади метла.