Елена Холод
Рекомендации по ручному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Публикация «Рекомендации по ручному труду» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок:
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
Обязательно вернись к своей работе
Выбери форму попроще
Рассмотри и проанализируй свою работу
Обратись за помощью к взрослому.
Классификация:
изготовление игрушек из различных материалов: дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в детском саду, так и дома. Сначала дети наблюдают за тем, как воспитатель из материалов делает игрушки, затем сами пытаются сначала помочь воспитателю, а потом уже самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку. Материал должен храниться в ящике, разделённом на несколько частей, где материал можно разложить по видам: коробки, куски картона, ткань, катушки, бечёвка, проволока. В старшей и подготовительной к школе группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, синтетический, а также кусочки столярного клея, который воспитатель готовит по мере необходимости. Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп, является изготовление макетов. С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят». Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото.
Работа с деревом: детей 7-ого года жизни следует приучать пользоваться молотком, пилой, клещами, плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов. Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на 6-ом, а тем более на 7-ом году жизни необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе. В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций. Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций. Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой. При фронтальной организации создаётся большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребёнку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2-3 подгруппы по 7-8 человек. Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Так как работа с деревом часто требует взаимопомощи, наиболее удобно организовать труд детей парами. У детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приёмы работы. У детей 7-ого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения.
В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.
В процессе занятий трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала Н. К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».
Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой, дает возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учатся фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.
Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.
Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Благоприятный настрой детей присутствующий во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям замысловатые поделки.
Организуя работу по художественному ручному труду и подбирая материал для работы, обязательно нужно учитывать безопасность жизни и здоровья детей.
В работе с детьми лучше дать им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек.
Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.
Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.
Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.
Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.
На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.
Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.