Храмцова Наталья
Рекомендации по речевому развитию ребенка
▼ Скачать
Далеко не каждый родитель догадывается, что задержка в формировании речи часто возникает не столько в связи с патологиями или незрелостью органов речи, сколько вод воздействием неблагоприятной речевой среды. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими по принципу подражания, поэтому необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически правильной.
Публикация «Рекомендации по речевому развитию ребенка» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Любое нарушение речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Он может стать молчаливым, застенчивым, нерешительным, даже агрессивным, расторможенным. Наличие своевременной и правильной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения в речевом развитии.
Но если у вашего ребенка есть проблемы в развитии речи, то очень важно не растеряться в этой ситуации. Реально помочь ребенку может только спокойный, образованный, уверенный в себе родитель. Если вы хотите избежать печальных последствий и научить ребенка правильно говорить, то отнеситесь с вниманием к следующим советам:
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
• Смягчайте речевые неудачи малыша, внося в них долю юмора. Хвалите даже за самый маленький успех.
• Внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы он чувствовал вашу заинтересованность.
• Не критикуйте, а корректно исправляйте неправильную речь.
• Не искажайте слова при общении с ребенком, не имитируйте детскую речь.
• Задав вопрос, делайте паузу, оставляя место для ответа.
• Проговаривайте вслух то, что вы видите и слышите; описывайте действия ребенка, как бы подсказывая ему нужные слова.
•Уделяйте детям как можно больше внимания для общения, игр, массажа, упражнений и это окупится с лихвой.
Нередко у детей возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. В этом случае можно предложить несколько упражнений, которые помогут снять это напряжение, научат детей ощущать движение языка, губ, челюсти. При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования;
• занимайтесь ежедневно по 10-15 минут перед зеркалом;
• движения проводите неторопливо, четко, ритмично;
• сравнивайте образец своих действий с действиями ребенка;
• следите, чтобы ребенок не уставал от гимнастики.
Некоторые несложные и полезные упражнения для губ и языка
«Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу)
«Иголочка» (высунуть узкий язык вперед)
«Качели» (широкий язык поднимается на верхнюю губу — опускается на нижнюю, верхнюю — нижнюю; затем так же на зубы; верхние — нижние, потом за зубы: верхние — нижние).
«Вкусное варенье» (облизывать кончиком языка верхнюю губу)
«Лошадка» («поцокать», пощелкать языком).
«Часы» (язык вправо-влево)
«Трубочка» (несомкнутые губы вытянуть вперед, как для звука «у»)
«Улыбка» (губы растянуть в улыбке, как для звука «и»).
«Чашечка» (положить широкий язык на нижнюю губу и приподнять края языка).
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхания. Развитие мелкой моторики очень важно, потому что центры ответственные за движение руки, за артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, вы готовите почву для правильного выполнения артикуляционных движений, для этого есть множество пальчиковых игр («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» и т. д., можно собирать мозаику, перебирать крупу, пуговицы.
Очень хорошо проводить массаж пальчиков, особенно тщательно массируя их кончики. Ребенку будет веселей и интересней, если вы при этом будете рассказывать стихи:
«Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик — я, вот и вся моя семья», начиная с большого пальца. Или: «Этот пальчик — в лес пошел, этот пальчик — гриб нашел, этот пальчик — чистить стал, этот пальчик — жарить стал, этот пальчик —все съел, от того и потолстел», начиная с мизинца.
Как видите - ничего сложного! Желаем вам удачи, успехов в занятиях с вашими детьми. Главное, любите их, знайте, что вы им нужны, и никто не сможет им помочь так, как вы, самые близкие люди.
Таким образом, и логопед и воспитатель должны работать в тесной взаимосвязи, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.