Лихоманова Надежда
Рекомендации по развитию звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция звукослоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществляется по средствам следующих мероприятий: воздействие на фонетическую систему речи, работу над словом, которая формируется на разных этапах развития речи; образование мотивационной сферы и контроля за собственной деятельностью; определение содержания занятий с учетом типа занятий, этапа коррекционной работы, выявленных нарушений звукослоговой структуры слова и последовательности усвоения слов различной сложности; совместная работа логопеда и других специалистов ДОУ, а также взаимосвязь логопеда и родителей. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов образуется из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
Публикация «Рекомендации по развитию звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- коррекционный (работа ведется на вербальном материале,цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
На подготовительном этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания, слухового гинозиса (узнавание предмета по звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (узнай музыкальный инструмент по звуку?Сколько раз ударили в барабан).
2. Работа над ритмом (над простым, а потом над сложным).
Дети различными способами воспроизводят ритм: отхлопывают в ладоши, отстукивают мячом, используют музыкальные инструменты – барабан, бубен).
3. Формирование координации движений под ритмическую музыку: ходьба, легкий бег.
4. Упражнение на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками).
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками.
Работа на вербальном материале:
1. Игры, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей учат послоговому проговариванию слова. Проговаривание слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговаривают одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап – ап). Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. На каждом уровне отводится «включению в работу» кроме речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Для этого детям предлагаются следующие задания: уровень гласных звуков (произнести звук «А» столько раз, сколько точек на кубике, пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : АУИО; АУ ИА ОА. Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог); упражнения с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка- логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Эффективность коррекционной работы достигается при условии, что она носит системный характер и осуществляется дифференцировано с учетом характерных специфических особенностей нарушения звукослоговй структуры слова.