ирина какоткина
Рекомендации по организации занятий дома с гиперактивным и невнимательным ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по организации занятий дома, с гиперактивным и невнимательным ребёнком
Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий в школе.
Как показывает наша практика, дети с Синдромом Дефицита Внимания и Гиперактивностью способны сохранять внимание всего лишь несколько минут.
Публикация «Рекомендации по организации занятий дома с гиперактивным и невнимательным ребёнком» размещена в разделах
Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт.
1. Никто и ничто в комнате не должно отвлекать ребенка (ни члены семьи, ни домашние животные, ни звуки радио или телевизора и т. п.).
На столе, за которым работает ребёнок должно быть абсолютно ни чего отвлекающего внимание.
Говорить с ним нужно спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) — ясной и однозначной; ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что в инструкции (задании) понятно каждое слово. И не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас!
Для того чтобы обратить на себя внимание и сконцентрировать внимание малыша, можно использовать систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положить свою руку на руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком Q.
Внимание можно привлечь и словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак и чтобы он был приятен маленькому ученику не вызывал у него раздражения.
Обязательна работа «глаза в глаза». Зрительный контакт позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда н получает задание.
В ходе работы можно использовать систему четких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай».
Только не отдавайте «военные приказы», не командуйте, тон должен быть доброжелательным, спокойным, мягким, даже ласковым.
Старайтесь избегать слов «неправильно», «не так», «не стараешься»; целесообразнее — «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать еще раз», «уже лучше, я уверен, что все получится» и т. п.
Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть верен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить. При необходимости дайте повторное задание.
При выполнении графических заданий (копирование, переписывание букв, цифр) необходимо следить за соблюдением правил правильной посадки, положения ручки и тетради.
Если задание большое, стоит разделить его на части и к каждой части называть новую инструкцию. И начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
Если необходимо что-то отложить до завтра, стоит записать это задание (его прочтет сам ребенок, если он уже читает, или потом вы сами прочтете его). Кстати, дети, даже не читающие, умеют «записывать» задания рисунками!
Непоседам необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы, поэтому в ходе каждого занятия необходимо найти повод (даже если это сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.
Если малыш все же выйдет из себя, и начнутся слезы, крик, а то и агрессия, со стороны взрослых не должно быть ни угроз, ни наказания. Надо отвлечь его, отвести в спокойное место; можно умыть холодной водой, успокоить. Помните: пока ребенок не успокоился, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего от него хотят. А вот когда он успокоится, его поведение можно обсудить и объяснить, что в нем вас огорчает. Как правило, такие дети — очень ранимые, с повышенной тревожностью. Они очень быстро устают не только от отрицательных, но и от положительных эмоций.
Занятие следует начинать и заканчивать такими заданиями, которые ребенок точно выполнит, получит удовлетворение и почувствует успех.
Не заканчивайте работу «на неудаче» (в ситуации «у меня нет больше сил, тебе объяснять»).
Это общие правила, но при работе с каждым отдельным ребенком должны учитываться его возрастные и индивидуальные особенности.
Часто родители задают вопрос: сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы подготовить его к школе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит не только от ребенка, но и от того, чему вы хотите его научить. Наверное, следует вспомнить, что ребенок - дошкольник учится постоянно — разговаривая с вами, расспрашивая вас, гуляя, читая вместе с вами книжку, мешая вам во время приготовления обеда или уборки квартиры. Поэтому какую-то часть необходимых представлений, сведений, знаний ребенок получает, не садясь специально за письменный стол заниматься. А это прежде всего, относится и к развитию речи.
Успехов Вам!