Лилия Некрасова
Рекомендации педагогам по использованию дидактической игры в процессе правового воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В результатах изучения опытно - экспериментальной работы по использованию дидактических игр по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.
Публикация «Рекомендации педагогам по использованию дидактической игры в процессе правового воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ознакомление с правовым воспитанием в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
Формирование знаний о правах в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Воспитатель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности дошкольника.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя, из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Использование игры как формы организации жизни и деятельности детей предъявляет новые и более сложные требования к воспитателю из года в год. В условиях игры воспитатель должен разрешать сложные задачи воспитания (и обучения) : правильно организовать жизнь детей и их взаимоотношений на основе дружбы, взаимопомощи, в форме игры приобщить детей к труду, и т. д.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Игровые действия - это не всегда практически внешние действие, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного - умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д.
Центральное место следует отвести формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с ближайшим окружением.
Процесс познания правовой культуры нашел выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей : игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. В ходе проведения этих форм дошкольники осваивали правовые нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включались в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить [64].
В работе по развитию у детей представления об основах правового сознания была поставлена цель на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагали понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учило детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствовал развитию симпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляли, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытался поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Рекомендации для педагогов :
1. Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с правами детей старшей группы. Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «О правах играя». Углубление знаний о разных правах ребенка. Игра «Вспомни право»;
2. Педагог должен формировать навыки игрового взаимодействия в дидактических играх разного вида;
3. Обогащать, уточнять, конкретизировать, закреплять знания о правовой культуре;
4. При организации дидактических игр по правовому воспитанию педагогу необходимо учитывать особые формы руководства ими со стороны взрослого. На первых порах овладения детьми новыми видами дидактических игр наиболее эффективным условием их развития является совместная игра взрослого с детьми, в которой взрослый выступает в роли ведущего. Дети с помощью ведущего успешно выполняют игровые действия. Выигрыш в игре не следует выделять;
5. Постепенно воспитатель должен стимулировать самостоятельность детей в игре. Необходимо иметь достаточное количество игрового материала, чтобы избежать конфликтных ситуаций, которые, как правило, разрушают игру детей;
6. Очень важно стимулировать высказывания детей, обмен мнениями между участниками игры. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы дети получали удовлетворение от поиска решения игровых задач;
7. Разнообразить выбор дидактических игр для развития внимания дошкольников;
8. Не стоит лишать ребенка права на проявление любых эмоций, ведь взрослые препятствуют развитию способности действовать, в соответствии с этим пониманием.
9. Немаловажным моментом в воспитании правовой культуры старших дошкольников станет опора на ее положительный настрой. Положительный настрой, который стоит за поступками и высказываниями собственных мнений.
10. Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать ребенку содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, наши дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей;
11. Педагог должен обеспечить достаточное естественное освещение (лучше всего заниматься дидактическими играми по развитию правовой культуры в светлом)
Основная функция дидактической игры по правовому воспитанию представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Детям предлагаются задания в виде вопросов.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.
Воспитатель должен, заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большой мере относится к настольно – печатным играм, необходимо в месте с ними придумать более сложные правила.
На наш взгляд именно вопрос педагогического взаимодействия является ключевым при организации дидактических игр по правовому воспитанию с детьми старшего возраста.
Конечно, воспитатель должен знать соответствующую методику ознакомления детей старшего возраста с дидактическими играми. Но знание методики не спасет ситуацию, если в общении с ребенком не будет учитываться психологическая составляющая.
Воспитатель должен знать, как расположиться относительно ребенка, каким тоном с ним разговаривать, уместен ли с данным ребенком физический контакт, увидеть момент, когда необходимо завершить игру и дать ребенку возможность переключиться на что-то другое.
Проведение и использование дидактических игр по правовому воспитанию должны предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком.
Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение
сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.)